Найти тему
AVE Культ Личности

Мартин или Сапковский? Сравниваем «Игру Престолов» и «Ведьмака»

Оглавление

Я долго не хотел браться за подобное сравнение, потому что воспринимаю эти фантастические вселенные совершенно по-разному. В конце концов, перед нами два различных жанра фэнтези, имеющие свои достоинства и недостатки. Но сами создатели нового сериала об охотнике на чудовищ, вольно или невольно, позиционировали свое шоу, как своеобразного правопреемника «Игры Престолов» от HBO, желающего побороться за нишу, которую на протяжении десяти лет занимал мегапопулярный проект. Ну что ж – давайте присмотримся к кандидату. Сегодня я предлагаю вам оценить главные преимущества каждой и саги все-таки определить, подойдет ли фанатам Джорджа Мартина своеобразный мир Анджея Сапковского.

Что о чем

-2

Сюжет «Игры Престолов» сегодня не знает только далекий от фэнтези человек – вселенная Джорджа Мартина получила мировую популярность и превратилась в своеобразный эталон для этого литературного жанра – долгое время подобным эталоном неизменно оставался Толкин. Сегодня банальной историей о противостоянии добра и зла в исполнении морально безупречных героев никого не удивишь – «Песнь Льда и Пламени» подарила миру долгожданную неоднозначность и реалистичную жестокость. Нельзя сказать, что Мартин был первым, кто использовал подобные приемы, но именно его признали и запомнили миллионы. Сапковский с подобным признанием запоздал, хотя начал свою историю почти на десять лет раньше. Увы, иногда происхождение имеет значение. В «Ведьмаке» тоже достаточно неоднозначности, жестокости и здорового цинизма, но в эту сагу заложены определенные авторские посылы. Если «Игра Престолов» похожа на безупречное историческое полотно, рассказывающее грандиозную по масштабам историю, «Ведьмак» – это, скорее, развлекательная притча, полная отсылок и аналогий к нашей действительности.

Объять необъятное

-3

Именно авторской идеей объясняется различие в масштабах повествования. Джордж Мартин изначально проработал огромный мир, каждый персонаж которого – как деталь внушительного мозаичного полотна. Старки, Ланнистеры, Баратеоны и Таргариены, Вестерос и Эссос, Старые Боги и Владыка Света, лютоволки и драконы – все это было в его истории изначально, и раскрывалось по мере развития сюжета. Анджей Сапковский работал совершенно иначе – он выдумывал интересную историю, прорабатывал под нее героев и антураж и начинал писать, выдавая в итоге вполне законченный продукт. Идея создать многотомный цикл посетила его лишь спустя несколько лет – именно поэтому события в «Ведьмаке» развиваются по нарастающей. От классического героического фэнтези по принципу: пришел, увидел, победил, до масштабной эпики, которая безжалостно ломает судьбы главных персонажей. Даже в последней книге Сапковский не может соперничать с Мартином ни в размахе, ни в проработанности мира. Но «Ведьмаку» это и не требуется – у этой саги совершенно иная задумка.

Больше героев хороших и разных

-4

К созданию героев у двух писателей также был совершенно разный подход – Джордж Мартин создавал их в качестве самодостаточных фигур, а Анджей Сапковский – как отдельные элементы сюжета. В «Ведьмаке» на первом плане представлены отношения ведьмака Геральта, чародейки Йеннифер и княжны Цириллы, остальные персонажи, при всей своей колоритности, раскрыты значительно скромнее. Здесь нет отдельных глав, которые Мартин посвящает героям из противоборствующих лагерей – сразу понятно, о ком эта история. Именно поэтому неоднозначности «Игры Престолов» в «Ведьмаке» нет. И пусть герои Сапковского далеко не всегда ведут себя безупречно – очевидно, что эти ребята «играют за наших». С одной стороны это может показаться примитивным, но с другой – лучше раскрывает характер каждого героя, объясняет его мотивацию. А также демонстрирует закономерную эволюцию персонажа – даже не представляю, как с этим справится Мартин, при его-то размахе.

Своя атмосфера

-5

Как вы думаете, что делает любое фантастическое произведение культовым? Интересный сюжет? Харизматичные герои? Оригинальный авторский замысел? Красивый антураж? Полагаю, что успех приносит удачное сочетание всех этих элементов в умеренных дозах, которое позволяет создать привлекательную атмосферу вселенной. Создать мир, в который зритель или читатель обязательно захочет вернуться. С атмосферой и у Джорджа Мартина, и у Анджея Сапковского все в порядке: и в «Игре Престолов», и в «Ведьмаке» перед нами предельно реалистичный мрачный мир условного средневековья, в котором люди ведут себя… как люди. А значит, за благополучное дожитие главных героев до финала не может поручиться никто. Мартин затевает с читателем увлекательную игру, предлагая ему угадать, к кому же из персонажей «Игры Престолов» судьба окажется более благосклонной. При этом ни одна неожиданная смерть в его саге не является случайной – к гибели несчастного приводит логичная цепочка ошибок. У Сапковского с этим дело обстоит гораздо проще – герои гибнут тогда, когда в этом возникает необходимость сюжета. Такие гибели значительно менее неожиданны, но гораздо более эффекты – драматургия момента выдержана на высшем уровне. Выбирайте сами, какой подход вам ближе – здесь однозначной оценки быть не может.

Со страниц на экран

-6

Вот мы и подошли к самой сути нашего сравнения. Согласен, вступление получилось длинноватым, но без него читателю будет весьма сложно понять дальнейшие рассуждения. «Игра Престолов» от HBO начиналась блестяще – пусть глобальный размах был слегка смазан возможностями сериала – мы наблюдали именно за той историей, которую написал Джордж Мартин. Пока сериал следовал событиям книги – к нему сложно было придраться, как только книга закончилась – сценаристы увлеклись отсебятиной, и многослойный сюжет посыпался прямо на глазах. Апофеозом этого непотребства стал пресловутый восьмой сезон, в котором из сложного произведения «Игра Престолов» превратилась в линейную историю противостояния добра со злом. Красивая оболочка при пустом содержании.

-7

«Ведьмаку» от Netflix в этом плане повезло еще меньше. Сценаристы практически сразу «подвинули» пана Сапковского, переработав его историю по собственному усмотрению. И в итоге получился неплохой сериал – если воспринимать его в отрыве от первоисточника. Главное, что было утрачено его создателями – размеренное развитие сюжета – от локального к глобальному. У Мартина грандиозный масштаб был задан изначально, поэтому история развивалась гармонично. Сапковский на протяжении двух сборников рассказов знакомит нас с ведьмаком и его спутниками, раскрывая их характер и особенности взаимоотношений. Невозможно уместить этот материал в набор фрагментов, разбросанных по восьми сериям одного сезона. А нужно ли? Обязательно!

-8

Потому что без знакомства с героями, без привыкания к ним теряется главная нить, на которую Сапковский впоследствии нанизывает всю многоплановую историю. Даже в изобилующей персонажами «Игре Престолов» линия Джона Сноу или Дейнерис выписана тщательно и поэтапно. Netflix, к сожалению, этим пренебрегли, проведя краткий экскурс по вселенной «Ведьмака». Получилось, нужно признаться, весьма невнятно. Именно после небрежности и схематичности сценарий «Игры Престолов» начал портиться. И «Ведьмак» от Netflix с первых же кадров идет по этому пагубному пути.

Впрочем, это совсем не повод отказываться от его просмотра. Если вы переварили восьмой сезон «Игры Престолов», подобный продукт наверняка не сможет причинить вам моральные страдания.

Вам понравится:
ВЕДЬМАК: старая сказка на новый лад
ВЕДЬМАК. Цири: Дитя Предназначения (1 часть)
ИГРА ПРЕСТОЛОВ. Драконы: воины света
ВЕДЬМАК. Йеннифэр: чародейками рождаются (1 часть)
ИГРА ПРЕСТОЛОВ. Джон Сноу: долг, правда или любовь?

Любой персонаж раскрывается гораздо интереснее с различных точек зрения. Поэтому подписывайтесь на наш канал и высказывайте собственное мнение в комментариях. А если статья вам понравилась – отблагодарите автора лайком!