Наши подписчики прислали много историй про армию, публикую некоторые из них:
**
Психология поведения офицера формируется в военном училище в несколько этапов.
1-2-й курс психология курсанта соответствует солдату срочнику (поесть, поспать , промотаться) это обусловлено тем, что на первых курсах изучают в основном "гражданские" дисциплины и военные в объёме одиночной подготовки .
С 3-го курса начинают изучать темы "взвод-рота", курсант начинает на занятиях принимать решения как командир подразделения, командовать... Опять же стажировки в войсках и несение службы в нарядах в роли дежурных (дневальными идут младшие курсы). В этот период формируются профессионально важные качества офицера.
После войсковых стажировок , на последнем курсе, когда курсант уже покомандовал солдатами и начинает понимать персональную ответственность за "боевую готовность, обучение и воспитание, поддержание состояния" своего будущего подразделения , у него ломается "психология солдата" на "психологию офицера", он начинает смотреть на мир другими глазами....
Но не все успевают пройти этот путь развития. Таких в войсках называли "курсант 5 года обучения" (при советской 4 летней системе обучения в училищах).
И ещё: На первом курсе командир роты сказал нам: "Офицером нельзя работать, им можно только быть! Можно работать шофёром, поваром или токарем. Хотя я знаю лейтенантов, майоров и полковников, которые работают лейтенантами, майорами и полковниками, но офицерами при этом не являются!"
**
Соглашусь, что первый-второй курс - психология солдатская. Гражданские предметы (физика, химия, иностранный) не занимали видного места и основными были профессиональные предметы. На "гражданских" мы отдыхали. Исключение - высшая математика. Была все четыре курса и государственный экзамен. Из-за неё могли отчислить, тогда как из-за других "гражданских" никто не пострадал.
Первый курс - "без вины виноватые". Что общевойсковая тактика, что тактика пограничных войск - работа командира отделения. А второй курс назывался "приказано выжить". Он был характерен очень тяжёлой программой и обучали работе командира взвода и начальника заставы. Значительное число отчисленных приходится именно на второй курс. Количество экзаменов за второй курс приблизительно равно количеству четвёртого курса, только нет "государственных".
Но как компенсация - третий курс, "весёлые ребята". На этом курсе было аж две стажировки в войсках, по тактике - командир роты, по пограничной - начальник заставы, но с "особенностями"; то есть в различных условиях. Как, собственно, потом и на четвёртом курсе. Четвёртый курс - без затей, "господа офицеры". По тактике - батальон, по пограничной, как говорил, "особенности", потом немного для понятия работа коменданта, то есть "пограничного комбата".
Как потом я задумывался неоднократно, профессиональных знаний уже после второго курса вполне хватало, чтобы служить зам. начальника заставы. Уж точно намного лучше бы исполнили должность, чем младшие лейтенанты, которых стали штамповать в 90-е. Но ещё два курса нам просто меняли психологию, чтобы перестали "понимать солдата"так, как он сам себя понимает. Нас, что познали психологию солдата "от" и "до", воспитывали, а потом уже учили понимать солдата так, как его должен понимать офицер.
Должен сказать, что всё равно эту науку усвоили не все. Видно, она сложна и требует определённых личных качеств. Автор написал, что "офицер никогда не поймёт солдата". Но я точно знаю, что психология солдата как раз для нормального офицера - прочитанная книга.
Я бы скорее заявил, что "солдат никогда не поймёт офицера!" Хотя он, собственно, его понимать и не обязан.
Читайте также: Почему прапорщики не стремились стать офицерами?
Присылайте свои истории про армию, также прошу подписаться на мой канал, дальше будет интересно! Делитесь