Такое состояние у меня сформировалось за год работы в условиях неравномерно распределенных во времени задач и отсутствия вовлеченности в общие проекты.
Я возмущалась, что устала работать по выходным и праздникам — мне уменьшили нагрузку. Но это не помогло. Теперь я понимаю, что так проявилось эмоциональное выгорание.
В тот период мне нужно было внимание руководителя, вовлечение в интересный проект и понимание, что моя работа нужна. Думаю, что могла бы работать и дальше, быть полезной компании. Но я уволилась.
Я корила себя за то, что не придумала новый значимый для компании проект, не нашла применения новым навыкам на текущей позиции, потеряла уверенность в себе (немного😉).
Через некоторое время случайно подняла вопрос профессионального выгорания в разговоре с директором по логистике — Анной Ржешевской. И узнала, что стресс и выгорание в нашей сфере — это скорее правило, чем исключение!
Раньше я сталкивалась таким мнением: не справляешься со своим эмоциональным состоянием — меняй работу, никто не обязан тебе помогать. А теперь я внезапно получаю поддержку от руководителя с большим стажем и личным опытом борьбы с выгоранием!
Оказалось, что в сфере логистики сотрудники часто сталкиваются со стрессовыми ситуациями: то товар не привезли, то не вовремя, то не туда, то не тот товар вовсе. Это правда. В логистике нет ни выходных, ни праздников, ни такого понятия «Что вы звоните? Сейчас же ночь!». Поэтому до профессионального выгорания дойти легко.
И руководитель здесь — первый помощник. Он более опытен и мудр, чтобы увидеть первые признаки выгорания у сотрудника. Об этом я тоже узнала, благодаря Анне. А спасти ситуацию на начальном этапе просто:
- Понять, в чем причина — слишком большой объем работы, высокий уровень стресса или неопределенности.
- Изменить ситуацию — перераспределить задачи между сотрудниками, обеспечить соблюдение нормированного рабочего дня.
- Признать заслуги — показать сотруднику и коллегам, как много он делает для компании и его работа важна.
Некоторые руководители считают, что это выше их сил — «Не нравится работа, уходи, найдем другого», но по факту подобрать и обучить нового сотрудника нелегко.
«Кандидатов много, подходящих — нет» — так сказал другой директор по логистике, который тоже понимает, как поддержать и замотивировать сотрудника)
Но и сам сотрудник может побороться с проблемой. Анна Ржешевская рекомендует использовать разные практики, мне больше всего понравились эти:
- Вести «Журнал достижений». Акцентируйте СВОЕ внимание на своих же успехах! При случае покажите начальнику) И делайте это регулярно.
- Создайте список идей и целей. Чтобы не потерять интересные идеи — фиксируйте их! Потом самые перспективные возьмете в работу и они превратятся в задачи. И это не только для менеджеров и руководителей — в любой работе есть место для улучшений.
- Читайте больше, смотрите шире. Чем больше актуальной информации получает мозг, тем больше шансов привнести что-то новое в работу.
- Усвойте уроки из поражений. (Не получилось сделать работу без ошибок, ЗАТО теперь я точно знаю, как заполнять эти документы/с кем нужно решать такие вопросы и пр.)
- Тянитесь к общению с лучшими. Обменивайтесь опытом с коллегами, подписывайтесь на лидеров вашей отрасли в соцсетях — сейчас столько возможностей для взаимодействия!
Я написала про сферу логистики и управления цепями поставок, но, полагаю, с проблемой профессионального выгорания может столкнуться любой из нас.
Если вы поняли, что у вас такая же проблема, как была у меня недавно — не отчаивайтесь, заручитесь поддержкой близких и друзей, не зацикливайтесь на работе — отвлекитесь, возьмите отпуск, вспомните о забытом хобби. И похвалите себя! Ваша роль в общем деле не так мала и незаметна, как вам кажется!
Подписывайтесь на канал и поддержите статью лайком 👍