Я не являюсь сотрудником ГазПрома, не участвовал в парижской встрече, не имею инсайда по теме, но, тем не менее, считаю, что обилие официального материала, а так же значительный временной промежуток событий, помноженные на здравый смысл, дают возможность объективно проанализировать происходящие события, а так же спрогнозировать общий тренд развития.
Теорема:
РФ не собиралась, не собирается и не будет собираться по своей инициативе закрывать газовый транзит по УГТС.
Доказательство:
Здравый смысл – глупо лишать монополии на транзит газа Украину, чтобы передать ее Германии. Задача - не иметь монополии ни одного из транзитеров, а для этого УГТС должна функционировать, обеспечивая избыточные мощности по транзиту газа в Европу, предоставляя возможность маневра как по технологическим (тот же резерв на случай аварий и техобслуживания), так и по политическим мотивам.
Объективная реальность - "Укртранснафта" и "Транснефть" заключили новый договор на 10 лет.
И кто-то насчет этого контракта ломал копья, обвинял кого-то в предательстве или праздновал Победу? Практически никто и не заметил. Не заметил по одной причине – отсутствию монополии на транзит нефти. Это один из многих путей. ТрансНефть, с одной стороны, может без проблем его перекрыть, с другой, этим она усилит другой, все более становясь зависимым от него.
С точки зрения ГазПрома, то, что сейчас с транзитом нефти, то же должно быть и с транзитом газа.
Кто считает эти доказательства неубедительными - что же, считайте теорему за аксиому.
Если отвлеченно смотреть по результатам газовых сражений, то их итоги за 2019 год для ГазПрома плачевные. Это задержка болгарского участка “Турецкого потока” и остановка прокладки “Северного потока-2”. Между тем договор о транзите через Украину от 2009 года заканчивается. Не успели, причем везде, на всех направлениях - надо отдать должное США, это исключительно их заслуга.
Украина находится в очень выигрышном положении, которым может воспользоваться, угрожая ГазПрому срывом его контрактов на 2020 год. Тем не менее, неожиданно, на последней встрече подписывается протокол о продлении транзита.
А ведь в новый год Украина входила с очень большим набором возможностей для дальнейшего ведения газовой войны.
1. Хоть Украина и подписант договора к Энергетической Хартии, где однозначно запрещено прерывать или запрещать транзит энергетических материалов и продуктов в любых случаях, даже при отсутствии контрактов (см. Статья 7. Транзит ), но это можно обойти, о чем исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко поведал журналистам DW.
“Если газ будет поступать на территорию Украины без документального оформления, то мы не можем и не будем перекрывать вентили, прекращая поток газа. Но при этом украинское законодательство не будет позволять оператору газотранспортной системы выпускать этот газ куда-либо без документального оформления.
Поэтому он будет закачиваться в подземные хранилища газа как газ "неопределенного собственника". Мы будем ждать документального оформления, только после этого оператор сможет направить этот газ туда, куда собственник с соответствующими документами скажет этот газ направить.”
Сами понимаете, как долго можно заниматься документальным оформлением, при этом юридически не нарушая договор.
2. У Украины закачаны рекордные запасы газа, которые она сможет использовать для своих нужд. Опыт полуреверса из хранилищ на западе в восточные регионы имеется. В 2009 году в ходе газового конфликта между соседями Киев поставлял на восток страны газ из подземных хранилищ.
Разгромно победить ГазПром НафтоГаз не сможет, но еще несколько месяцев боев, изматывающих ГазПром материально и морально, вести был готов. При этом, в конце концов, получить не меньшие дивиденды от договоренностей, только через квартал или полгода, нанеся российской стороне серьезные повреждения.
Третий игрок – ЕС. Он может быть абсолютно спокоен в течение квартала, а то и больше. Хранилища тоже забиты газом. Так что с давлением на стороны конфликта можно не торопиться. Выкручивать руки Украине ради газа пока необходимости нет.
Украина чувствует себя спокойно, ЕС чувствует себя спокойно, теоретически, нервничать должен ГазПром.
Не тут-то было, если мы проследим за строительством СП-2, то поймем, что уже к 27 ноября ГазПром был готов к тому, что поток не будет достроен вовремя, и его это не очень беспокоило. Если бы постройка была необходима кровь из носа, то трубоукладчики запустили бы с разных сторон. В этом случае одна труба была бы полностью завершена к сроку, а это более 25 млрд. куб. м газа в год. По времени такое строительство ничего не меняет. Не введут санкции, построишь сначала одну, потом вторую, введут - уж одна точно будет. А о санкциях уже было известно, как ни для кого тайной не был стандартный маневр Конгресса с “Оборонным бюджетом США”.
Чтобы не говорили, но для достройки действительно есть “Фортуна”. Все рассказы о ее невозможности работать в водах Дании из-за отсутствия динамического позиционирования это не совсем правда. “Фортуна” – баржа, у нее физически не может быть динамического позиционирования из-за отсутствия двигателя. Но оно тут же появляется, стоит ее взять на буксир судну с динамическим позиционированием. Баржа фиксируется и перемещается буксиром – он и ее двигатель и динамическое позиционирование. Единственная проблема, что это баржа. Период штормов не время для плоскодонок. Никто не рискнет направить ее в открытое море сейчас. Но, худо-бедно она бы достроила вторую трубу СП-2 как раз к окончанию строительства наземной части для нее.
Получается, что на сегодняшний день Украина совершила очередное предательство, на этот раз США. Трамп так обиделся, что даже военную помощь заморозил. Их можно понять – столько сделано и в Болгарии, и с немцами отношения подпортили, а неблагодарная Украина не желает идти в штыковую на пулеметы. Но сдаваться там не привыкли, так что подписание договора могут еще и сорвать. По крайней мере, исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко уже начал метаться.
“«Если мы откажемся от новых исков, а мы должны это сделать, если транзит останется, а потом транзита не будет, и получается, что мы отказались от исков без всякого смысла, это очень большой риск», — сказал он.
Витренко подчеркнул, что именно поэтому Украина работает над «системой договоров, которые минимизируют или полностью уберут этот риск». ”.
Еще не все предрешно, договор могут и сорвать неприемлемыми поправками. Если же нет, то это первая ласточка того, что “необъявленная война” заканчивается. Украина, даже имея возможность удачно “воевать” пытается отказаться от этого.
Говоря про “необъявленную войну” я имел в виду не только газовую, а, вообще. Похоже, встреча в Париже ознаменовала гораздо больше чем было объявлено широким массам. Стороны пытаются прекратить какие бы то ни было недружественные действия. Риторика пока останется.
ЗЫ: Если предварительно оценивать текст, то все идет к взаимовыгодному соглашению. С точки зрения болельщиков, а болельщики ГазПрома и НафтоГаза мало чем отличаются от болельщиков “Спартака” и “Динамо”, то Украина победила по очкам с минимальным перевесом. Могла, так же с минимальным перевесом победить и Россия, если бы объем транзита был бы 30 млрд. куб. м газа в год. Правда, есть еще неизвестный тариф за транзит, который обтекаемо называют “конкурентным” и вопрос о прямых закупках газа. Но все это не оказывает заметного влияния на тренд, главное, чтобы договор не сорвался.
Продолжение на 31.12.2019