Найти тему
Дороги России

Не про поезд Петербург-Севастополь! Отменённый маршрут из Волгограда

В последние дни только и слышно кругом: «Первый поезд отправился из Санкт-Петербурга в Севастополь!», «Вот он уже проезжает Московскую область!», «Вот его встречают на станции Лиски!», «Вот он прибыл в Ростов-на-Дону!», «Ночью будет Крымский мост, всех пассажиров разбудят!», «Проехали Крымский мост, никто и не ложился спать!», «Прибыли в Керчь!», «Встречают в Севастополе!».

Да, событие несомненно особенное, кем-то долгожданное, для кого-то очень важное, и все новостные ленты тут же моментально заполнились яркими торжественными заголовками.

А мне на фоне всеобщей радости вдруг вспомнилась поездка из Волгограда в Ростов-на-Дону 12-летней давности по маршруту, который несколько лет назад был тихо отменён, без всяких там пафосных заголовков и громких слов.

-2

Это был стыковой маршрут на пригородных поездах, дающий возможность льготным пассажирам за небольшую плату добраться из города-героя на Волге в город воинской славы на Дону. Но кому сейчас интересны льготные пассажиры, когда можно запустить обычный поезд, по цене зачастую превышающий стоимость билета на самолёт!

Недавно я описывал наш путь из Ростова-на-Дону в Волгоград, куда мы добрались всего за одну ночь, и теперь, после однодневной прогулки по городу-герою, нам предстояло доехать обратно в Ростов.

-3

Стоит отметить, что сейчас между двумя городами курсируют один, в лучшем случае два проходящих пассажирских поезда в день, зачастую и вообще ни одного, а пригородный маршрут, о котором сейчас пойдёт речь, нынче вообще разорван на границе двух областей.

В тот день мы выезжали домой на ночном рейсе Волгоград – Морозовск, который отправлялся в 03:15. После насыщенной прогулки по городу предстояло томительное ожидание поезда в здании вокзала, по прибытию которого под посадку оставалось лишь моментально сесть в него и уснуть.

-4

Сейчас пригородное сообщение из Волгограда в Морозовск полностью отменено, можно доехать только до Чернышков, да и то лишь один раз в день, поэтому бомжам, курсирующим по стране на электричках, здесь ловить явно нечего.

В Морозовск мы доехали за шесть с половиной часов, и так как людей в нашем вагоне было немного, по пути можно было спокойно выспаться, лёжа на спальных полках плацкартного вагона.

-5

При дневном свете можно было хорошо рассмотреть наш пригородный поезд – это был состав из двух плацкартных вагонов, которые тащил тепловоз ТЭП70, по пути он останавливался на каждой платформе в каждом посёлке, а зачастую и просто где-то посреди поля, поэтому и ехал так долго. Зато стоимость проезда была небольшой, да и для жителей многих деревень, которые почему-то называли этот поезд просто «козой», это была чуть ли не единственная возможность добраться до цивилизации.

-6

На конечной станции тепловоз быстро отцепляли от вагонов и отгоняли в депо, а одинокие зелёные вагончики так и оставались стоять на платформе в ожидании обратной дороги.

-7

До нашего следующего пригородного поезда, который отправлялся в Лихую, было целых два часа свободного времени, поэтому мы решили немного прогуляться по Морозовску, тем более, что за это время можно было спокойно обойти весь город. Рядом с вокзалом находится парк Железнодорожников – не знаю, как там сейчас, но в 2007 году он был в полном запустении и находиться там долго не хотелось.

-8

Да и вообще город, который является центром притяжения всей северо-восточной части Ростовской области, как то особо не впечатлил. Чего только стоит одно обшарпанное здание местной гостиницы «Восток».

-9

Или вот этот опасный многолюдный пешеходный переход через многочисленные железнодорожные пути в самом центре города возле местного рынка. Это при том, что раньше никаких светофоров на переходах, сообщающих о приближении поезда, не было и в помине.

-10

Единственное, что понравилось в Морозовске, это небольшая церквушка где-то на окраине города.

-11

Когда мы вернулись на железнодорожный вокзал, здесь уже стоял наш пригородный поезд Морозовск – Лихая. Это была такая же точно «коза», как и из Волгограда, а именно тепловоз с двумя плацкартными вагонами, только теперь нас потащит грузовой 2ТЭ116 со зловещим порядковым номером 666. Обратили внимание, что его буферные фонари (фары) подняты как-то слишком высоко – местная самоделка, или необычная заводская комплектация?

-12

Из Морозовска в Лихую наш поезд отправлялся около 12 часов дня. Сейчас этого графика уже нет, а по маршруту курсирует лишь один рельсовый автобус в день, выезжая из Морозовска рано утром. А тогда, в 2007 году здесь было целых три графика!

-13

Виды из окна были довольно скучные – поля, поля, кругом одни пустынные поля, выжженные жарким южным солнцем, и лишь в районе Белой Калитвы местами можно было увидеть небольшие холмы с интересными выемками под железнодорожную линию.

Из окна вагона на изгибе рельс было наиболее интересно наблюдать за поворачивающей головой поезда, а глядя в окошко задней двери в тамбуре последнего вагона можно было представить себя машинистом поезда, двигающегося в обратном направлении.

-14

До крупной узловой станции «Лихая» наш поезд шёл 4 часа. Здесь сразу обращаешь внимание, что здание вокзала расположено в окружении многочисленных железнодорожных путей, а пассажирские поезда прибывают к вокзалу с двух сторон от него. В Лихой многие поезда делают долгую остановку от 15 минут до 1 часа, за исключением скорых поездов, которые как-то управляются здесь за пару минут.

-15

Нам предстояла пересадка на электричку до Ростова. От Морозовской «козы» отцепили тепловоз, но в вагонах почему-то по-прежнему оставались пассажиры.

-16

И только тогда мы заметили маршрутную табличку на нашем вагоне, где было указано, что поезд следует дальше до станции «Гуково». Но нам туда было не нужно, а до нашей Ростовской электрички оставалось почти два часа, поэтому мы решили прогуляться по посёлку.

-17

Рядом с вокзалом, в парке Железнодорожников, оказалось поинтересней, чем в аналогичном парке Морозовска. Здесь мы увидели на постаменте большой чёрный паровоз Л-002 – памятник в честь труда железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

-18

Рядом с паровозом стоял разрушающийся памятник какому-то мужику с большим символом РЖД на руках – железнодорожным колесом на крыльях.

-19

Посёлок Лиховской, который сейчас является удалённым микрорайоном Каменска-Шахтинского, считается преимущественно железнодорожным посёлком, поэтому и памятники здесь соответствующие.

-20

На окраине Лиховского – симпатичный ухоженный парк Победы, где установлен мемориальный комплекс в честь героев Великой Отечественной войны и несколько других памятников. Парк украшают высокие и могучие ели.

-21

В посёлке продаётся банк, желающие могут позвонить по телефону, указанному на фасаде здания. Поторопитесь, и может быть именно вы станете счастливым обладателем лиховского банка!

-22

А мы возвращаемся на железнодорожную станцию «Лихая», через многочисленные пути которой перекинут длинный пешеходный мост на другую сторону посёлка. Длина моста, ни много, ни мало, составляет 325 метров!

-23

С пешеходного моста открывается прекрасный вид на всю огромную станцию.

В Морозовске за такую же фотографию станции нас задержала транспортная милиция и фотографию потребовали удалить. Про Лихую ходило много слухов, что здесь более злая и лихая милиция, могут прикопаться на ровном месте, но на практике до нас тут не было никому никакого дела.

С моста мы увидели, что на перрон уже прибыла наша электричка до Ростова, и поспешили спуститься к ней.

-24

Это была электричка Чертково – Ростов, с продолжительной остановкой на станции «Лихая». В наше время железнодорожное сообщение с посёлком Чертково, расположенным на самой границе с Украиной, прервано, потому что в том районе рельсы то и дело местами заходят на территорию недружелюбного государства, и поэтому теперь эта электричка идёт от станции «Кутейниково» по новой железнодорожной линии, построенной совсем недавно в обход Чертково.

-25

И если раньше из Чертково можно было уехать на электричке дальше в Россошь, затем в Воронеж и так далее, то теперь для блуждающих бомжей здесь также печальная новость – после Кутейниково пригородного сообщения нет.

-26

До Ростова-на-Дону электричка из Лихой идёт целых 4 часа, в то время как на автобусе это расстояние преодолевается в два раза быстрее. На вокзал «Сельмаш» мы прибыли уже поздно вечером, завершив здесь нашу необычную поездку из Волгограда. А вы когда-нибудь катались по такому маршруту?

-27

Другие мои рассказы:

Из Ростова в Волгоград на козе за одну ночь. Ещё недавно так ездили многие
Как узнать, в какую сторону поедет поезд?
Дорога из Ростова в Краснодар, которой больше нет
Из Ростова в Москву по М4
Из Ростова в Тюмень
Из Ростова на Домбай