С каждым годом на рынке дошкольных образовательных услуг появляются новые учреждения. И у родителей возникает сложный выбор. Как разобраться в таком многообразии? Как понять, что сотрудникам детского сада можно доверить своего ребенка, и на что обратить внимание при выборе? Обсудим эти вопросы с нашим экспертом Татьяной Курраевой, заместителем управляющего сети частных детских садов My Sadik и начальной школы «Дари Детям Добро».
Будьте бдительны
Сейчас на рынке образовательных услуг существуют организации, которые ведут свою деятельность незаконно. И если внешне учреждение может быть привлекательным, то документально все может быть не так радужно.
Согласно нормам действующего законодательства, любое учреждение, реализующее образовательную деятельность, должно получить лицензию. Нет разрешающего документа – нет права осуществлять образовательный процесс.
Вместе с тем организации, которые не получили лицензию, часто ведут образовательную деятельность, взимают соответствующую оплату с родителей и нарушают закон. Чем обернется такое обучение для ребенка – покажет время.
Уберечь себя и дошкольника от пагубных последствий можно, достаточно лишь знать, на что именно обратить внимание при выборе садика.
Правильный выбор – от чего он зависит
Правильное решение всегда зависит от четкого понимания основных понятий и базового различия между качественными услугами и некачественными.
Итак, что мы понимаем под образовательной деятельностью, которую оказывают детские учреждения?
В соответствии с определением Закона об образовании – это деятельность по реализации образовательной программы, которая должна быть утверждена департаментом образования и включает в себя все занятия с детьми: грамоту, математику, логику, английский язык, физкультуру и т.д. Сюда же можно отнести любые уроки, включая творческие.
При этом для каждого участника образовательного процесса все должно быть максимально прозрачно, понятно и прогнозируемо. Так, родители точно представляют, какие знания их ребенок получит на выходе из дошкольного учебного заведения. И, соответственно, какие у него есть перспективы для дальнейшего образования.
Кроме того, любая обучающая деятельность разрешена только в тех учреждениях, которые получили лицензию. А для этого, например, помещения в саду должны отвечать всем необходимым требованиям, а также необходимым образом должна быть налажена система питания. Именно поэтому не каждое дошкольное учреждение может получить лицензию, а значит, и оказывать образовательные услуги. В противном случае оно осуществляет обучение на свой страх и риск.
Получается, что у родителей в этом случае нет гарантии, что ребенок получил необходимый объем качественных знаний, который ему обещали при поступлении в это учреждение. И такое заведение может поменять программу или объем занятий, не уведомив никого, а его внутренние нормативы могут измениться в любое время.
Рынок дошкольных учреждений сегодня
Рынок образовательных услуг можно разделить на 4 сегмента. Разберем каждый из них детально.
1. Государственные детские сады. Эти учреждения в обязательном порядке соответствуют всем принятым нормативам и ГОСТам. Они имеют право на осуществление образовательной деятельности, их меню, режим дня, оборудование, штат сотрудников полностью отвечают всем необходимым рекомендациям государства.
Однако, несмотря на полное соблюдение всех предписаний, у таких заведений есть и свои минусы:
- В помещениях слишком жаркий и сухой воздух, что становится причиной частых заболеваний.
- Много мягких игрушек и ковров, что может вызывать аллергию.
- Скрытые дополнительные платежи и текучка кадров.
- Неуважительное отношение к ребенку со стороны воспитателей.
Все это, конечно, частности, бывают и прекрасные примеры, но они, к сожалению пока не являются нормой для всех. Самый большой недостаток – переполненные группы, где можно забыть об индивидуальном подходе к ребенку.
2. Частные лицензированные детские сады. Они также полностью соответствуют всем установленным государством стандартам, разработанным для дошкольных учреждений. Но при этом качество услуг в них оказывается значительно лучше. Это связано с тем, что возможности, которые изначально закладывает владелец частного заведения, шире, чем в государственных учреждениях. А количество детей в группах позволяет организовать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Здесь большую роль играет личное участие организаторов и персонала. Поэтому условия, в которых пребывают дети, зачастую оказываются более выигрышными, чем в других детских заведениях.
Вот несколько преимуществ: помещения, расположение, интерактивное сопровождение, мероприятия, выезды на культурные площадки города, игрушки, увлажнители воздуха, охрана 24 часа. Также есть специальные педагоги, которые профильно занимаются с детьми (единоборства, хореография, музыка, логопед и психолог). Чаще всего это улучшенные условия по питанию, если есть своя кухня и повара в штате, и медицинскому сопровождению, если врач-педиатр также включен в штатное расписание учреждения.
К подбору персонала предъявляются более строгие требования, так как сотрудники должны не только отвечать требованиям законодательства, обладать профильным образованием и необходимыми подтверждающими документами, но и искренне разделять взгляды владельцев заведения и администрации на воспитание и образование.
3. Частные детские сады без лицензий. Эти учреждения присваивают себе статус образовательных учреждений, хотя фактически ими не являются. Родители получают информацию, что заведение осуществляет образовательную деятельность. Но в действительности она никем не контролируется и в любой момент может быть изменена под влиянием обстоятельств.
Случается, что очень известные сети, предлагающие образование для дошкольников, называют и рекламируют себя как детский сад. При этом в реальности они оказываются так называемым «детским клубом», то есть незаконно ведут образовательную деятельность.
Проверяющие структуры в любой момент могут закрыть заведение, поскольку у него отсутствует необходимая лицензия, или приостановить в нем все занятия до получения соответствующего разрешения.
В так называемых «детских садах» всегда есть риск скрытых платежей. Эти заведения зачастую работают по партнерским программам с другими организациями, представители которых и дают уроки детям. Например, тот же английский язык, спортивные и хореографические занятия.
4. Настоящие детские клубы, существующие как досуговые учреждения. Такие заведения хороши тем, что предоставляют досуг. Проводимые занятия своим следствием имеют развивающую функцию, однако заменить полностью компонент образования, воспитания и социализации такие заведения не могут.
Они могут вести образовательную деятельность, но, к сожалению, тоже будут делать это незаконно. Многие из таких заведений даже предлагают родителям присутствовать на занятиях. Каким будет результат этой образовательной деятельности? Ответить сложно, поскольку процесс не контролируемый никем в долгосрочной перспективе, без надлежащих академических исследований в основе. Заведения, которые не имеют соответствующей лицензии, не могут обеспечить гарантию и нести ответственность за какой-либо результат.
Этот перечень детских учреждений включает основные звенья, но не единственные. Есть узкопрофильные учреждения (спортивные, хореографические, музыкальные школы и т.д.), из которых состоит рынок образовательных услуг на данный момент. Конечно, на ситуацию могут накладываться и местные особенности, которые характерны для детских учебных заведений в каждом отдельном городе или области.
На что родителям следует обратить внимание
Мы все желаем нашим детям самого лучшего. Именно сейчас мы закладываем основы для их успеха и счастья в будущем. И все вместе строим то общество, которое будет в перспективе. Поэтому так важно обеспечить детям удобное, экологичное, развивающее, поддерживающее пространство для обучения и качественного образовательного процесса.
Именно поэтому при выборе детского сада ориентируйтесь на следующие советы.
- Посоветуйтесь всей семьей о том, как и когда отдать ребенка в детский сад. Понаблюдайте за ребенком: хватает ли ему общения с близкими родственниками? Скорость развития детей стремительна, и нам важно вовремя среагировать на изменения и предоставить для них оптимальную развивающую среду. Именно для этого всегда на помощь придет детский сад.
С какого возраста вы хотели бы включить своего ребенка в детский коллектив? Тут необходимо понимать, что ребенку предстоит жить в социуме. И от того, насколько комфортно он будет чувствовать себя в общественной среде, насколько сможет договориться и выразить себя внутри коллектива, зависит его комфортное существование в социуме в будущем.
- Сформируйте список вопросов для администрации детского сада. Необходимо сходить на экскурсию в каждое выбранное заведение, чтобы понять, как и в какой обстановке будет развиваться ребенок.
Совпадают ли ваши представления о воспитании, обучении и обстановке в саду с реальностью, вплоть до атмосферы и воспитателей? Ведь в дальнейшем вам с ними общаться. Важно, чтобы этот человек нравился.
Нужно без стеснения задавать любые вопросы – все, что приходит на ум. И отслеживать реакцию сотрудников. Это важно, ведь только так вы сможете реально оценить обстановку, в которой ваш малыш будет находиться ежедневно. Обратите внимание на то, как решаются конфликтные ситуации: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, взрослый – взрослый.
Отследите, как персонал действует в такие моменты, что ставится во главу угла. Спросите, что произойдет, если мнение педагога и ваша точка зрения на воспитание разойдутся. Как поступит воспитатель/администрация?
- Обязательно узнайте о наличии лицензии. Попросите показать ее вам, рассмотрите поближе. Не стесняйтесь, внимательно прочитайте ее содержание, проверяя при этом реакцию персонала.
Важный вопрос, который многие упускают: принимают ли в качестве оплаты материнский капитал? Что произойдет, если ребенок заболел? Есть ли специальное помещение, куда этот ребенок изолируется до прихода родителей? Если лицензии нет, то такая возможность недоступна.
- Уточните, как отслеживают состояние здоровья малышей в течение дня. Есть ли медицинский кабинет и изолятор для ребенка, который заболел и нуждается в специальных условиях?
Также важно, чтобы сотрудничество велось не только с ребенком и одним из родителей. Например, в нашем учебном заведении мы стараемся быть поддержкой для всей семьи – внимание уделяется и родителям, и малышам, и семье в целом. Только в таком сотрудничестве можно помочь малышу преодолеть трудности, сформировать необходимые навыки для общения и социализации в обществе. А родителям – расслабиться и почувствовать, что у них есть надежные партнеры и эксперты в области образования и воспитания детей.