Найти тему
Журнал «Компания»

Сладкая сказка

Оглавление

Если бы до революции проводились конкурсы на лучшие проекты в области рекламы и маркетинга, то в них неизменно побеждал бы «шоколадный король» Алексей Иванович Абрикосов.

Взять хотя бы кампанию в московских газетах в последних числах 1879 года. Сообщение о том, что Абрикосов распределил продавщиц по своим магазинам по цвету волос, то есть блондинок — в одни, а брюнеток — в другие, вызвало невиданный ажиотаж. Народ валом валил посмотреть на это диво и установить, где торгуют «черненькие», а где — «беленькие». Особенно много было мужчин, которых обычно нечасто увидишь в кондитерских лавках. Повышенный интерес представителей сильной половины человечества объяснялся просто: говорили, что все продавщицы, как на подбор, молоденькие красавицы. Проверяя газетное сообщение, москвичи, естественно, дегустировали и знаменитые абрикосовские вкусности: глазированные фрукты, пастилу, конфеты, в том числе и знакомые всем уже полтора века «Раковые шейки» и «Гусиные лапки», а также многочисленные сорта шоколада, кофе, какао, пироги фигурные, торты, пряники, печенье, бисквиты, мармелад, варенье. Как написал один из московских журналистов, «и Медный Всадник не удержался бы и прискакал бы к нам из Петербурга на дни проведения этой очередной оригинальной рекламной акции».

-2

Конфета как документ эпохи

Россияне с удовольствием покупали сласти от Абрикосова не только из-за их отменного вкуса, но и… на память. Разноцветные яркие листовки со счастливыми улыбающимися детьми — главными сладкоежками — так и зазывали купить конфеты, шоколад и пастилу. Еще были открытки с загадками и головоломками; серии вкладышей, посвященные известным артистам, ученым и деятелям культуры, — все это способствовало тому, что продукция абрикосовской фабрики никогда не залеживалась на прилавках, а сопровождавшие их обертки и вкладыши коллекционировались и передавались из поколения в поколение.

Художественный уровень при этом был столь высок, что изделия абрикосовского паевого «Товарищества» в 1882 и 1896 годах становились лауреатами проходивших в Москве Всероссийских художественно-промышленных выставок.

Именно Абрикосов придумал заворачивать в золотую фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов, без которых сейчас трудно представить Новый год. Со временем он открыл в Хамовниках цех большой и малой упаковки, который возглавлял известный художник Федор Шемякин. Не удивительно, что красочная упаковка кондитерских изделий Абрикосова тоже пользовалась большим спросом у коллекционеров. Разнообразные мешочки, корзинки, бонбоньерки для шоколада, конфет, печенья, мармелада, баночки для варенья и компотов и конечно же многочисленные коробки из металла, жести, лозы, картона, дерева и стекла с мельхиоровыми накладками и обтянутые бархатом и муаром собирали так же увлеченно, как открытки. Они были настолько красивы и элегантны, что их было жалко выбрасывать.

-3

Металлическими ларцами с литографиями и богатой росписью, в которых Абрикосов, кстати, первым из московских промышленников получивший в 1899 году почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества», поставлял свои сласти августейшим особам, можно сейчас полюбоваться в музеях кондитерского концерна «Бабаевский», продолжателя традиций «Товарищества». За высокое качество продукции Абрикосову разрешили изображать герб Российской империи на упаковке и этикетках своих сладостей, в рекламе и на вывесках магазинов.

-4

Подробный материал о «короле сладостей» читайте в Журнале Компания