Когда в Челябинске открывали памятник «Орленку», одна женщина сказала: «Он точь-в-точь похож на моего Ивана...»
«Скажите, сколько лет Головницкому — может, он знал моего брата, погибшего в войну? «Орленок» очень похож на него...» — такие письма и приходят в редакции челябинских газет, хотя «Орленку» уже много лет.
— На кого похож ваш «Орленок»? — такой вопрос задали мы челябинскому скульптору, лауреату премии Ленинского комсомола Льву Николаевичу Головницкому.
— У меня на фронте погиб брат. Сейчас он моложе меня, ему семнадцать с половиной... Я думал, как рассказать о нем. О всех мальчишках, погибших на войне. О мальчишках, во все времена готовых стать героями. Возможно ли увековечить бессчетное число лиц и фамилий? Как это сделать?.. Был Овод. Был Гаврош. Павка Корчагин и Павлик Морозов. Был Мальчиш-Кибальчиш. Был чапаевский разведчик и сыны полка времен Отечественной... И, наконец, просто уличный мальчишка, каких я много знал и видел в заводском поселке. В «Орленке» есть от каждого из них...
Лев Головницкий никогда не работает с натурщиками. То, что он создает,— это знак, символ, образ. Гражданственный сплав. Романтика в высоком ее смысле.
В работах челябинского скульптора — «Орленке», в магнитогорской «Палатке», в памятнике танкистам, в скульптуре Павки Корчагина — есть общее: добровольчество подвига. Из святой веры и горячего сердца рождалось мужество юного героя гражданской войны, строителей Магнитки, уральских танкистов. Есть люди, не ждущие приказа. Самоотверженность и бескорыстие, высокая простота подвига, свершаемого на земле земными людьми, негромкая готовность жертвовать собой — очень близки скульптору.
Обобщения его всегда сильны. Для города Магнитогорска Лев Головницкий готовит новую скульптурную группу: воин принимает меч от рабочего. Монументальность и значительность будущей работы — не только в глыбе, символизирующей Урал, и в мощных фигурах, но и в самом символе Меча. Такой меч вознесен над Мамаевым курганом Родиной-матерью. Такой же меч держит в руках солдат в Трептов-парке.
Все творения автору дороги. Но об «Орленке» скульптор говорит: «Самый дорогой. Такого больше пока не создавал».
— Лев Николаевич, будет ли в дальнейшем продолжена работа над темой «Орленка»?
— Хочу сделать триптих для Челябинска. В нем три скульптурных сюжета. Мальчик поднимает флаг на фабричной трубе — год 1917-й. Подросток, сидя в тачке, читает книгу — это Магнитка, год 1933-й. Мальчишка подносит снаряды — год 1941-й...
Зная гражданственную и философскую позицию художника, мы можем сказать о замысле: это не просто мальчишки всех времен — это юное поколение страны, ее со весть и будущее, ее народ.
Вы видите фрагмент скульптуры работы Л. Головницкого.
Оригинал статьи размещен в ноябрьском номере журнала Уральский следопыт за 1977 год
Подписывайтесь на материалы, подготовленные уральскими следопытами. Жмите "палец вверх" и делитесь ссылкой с друзьями в соцсетях.