Сериал «Мандалорец» родом из огромной вселенной Star Wars многим заходит на ура. И причиной тому не Йода маленький только. Создатели телешоу гораздо бережней отнеслись к исходному материалу, чем авторы новых полнометражных эпизодов.
В предыдущей статье этой серии мы рассказывали о фильме «Скайоукер. Восход», финальном в серии «Звёздных войн».
Моя главная цель — это дать молодёжи честный, полноценный мир фантазий, который был у моего поколения. © Джордж Лукас
У мандалорца нет имени
Короткий (всего восемь эпизодов) сериал «Мандалорец» принимается гораздо теплей, чем фильмы новой завершающей трилогии. Почему?
В похождениях охотника за головами в шлеме из бескарской брони активно и охотно цитируется киноклассика, особенно вестерны и презиравшиеся ранее спагетти-вестерны, тоже давно ставшие классикой: от «Хорошего, плохого, злого» до «За пригоршню долларов». И конечно же, «Великолепная семёрка» и его прототип «Семь самураев». Именно визуальная стилистика Куросавы оставила большой след в сердце Джорджа Лукаса. Авторы сериала посвящают сюжету «семёрки» целую серию, чтобы отдать должное японским вкусам создателя вселенной.
Это вполне в духе первой трилогии. Лукас пересмотрел тысячи километров этих самых вестернов и фильмов Куросавы, прежде чем приступить к сценарию, и многие элементы, конечно, позаимствовал. Поначалу «Звёздные войны» и вовсе задумывались как ремейк «Скрытой крепости».
И как в основу космической саги легла «Скрытая крепость», так и путешествие сурового воина и ребёнка отсылает к «Убийце сёгуна» — самурайскому боевику 1980 года по мотивам манги «Одинокий волк и его ребёнок» (иллюстратор Кодзима. Гений, но не тот).
Чистое «дзидайгэки» (истории о приключениях и странствиях самураев. Ещё одно «алаверды» первым замыслам Лукаса, где герой должен бороться со злом, бесконечное количество раз преодолевая множество опасностей и выходя из них победителем.
У самурая нет Цели, только Путь.
Но вернёмся к вестернам. У сурового мандалорца, как и у героя Серджио Леоне, нет имени. Они оба немногословны, умеют быстро стрелять и не чужды законам чести. Всё-таки мандалорец «хороший».
Помимо кино о ковбоях и самураях легко узнать и другие киноцитаты: гомерическую эквилибристику Индианы Джонса (ещё одно детище Лукаса) на танке — то есть мандалорца на песчаном краулере джавов. А ещё последний выстрел из пистолета в «Тигр» из «Спасти рядового Райана» (нож против носорога).
А на Татуине, оказывается, осела лейтенант Рипли, которая уже слишком опытна, чтобы прыгать по галактике и охотиться на Чужих.
Иногда за обильным цитированием прячется главное — сюжет, который вовсе не отличается сложностью или оригинальностью. Но… это же «Звёздные войны» — гимн постмодернизму и гипертексту. И тем, кто умело вплетает аллюзии в сюжет, хочется поставить пять в галактический дневник. В отличие от тех, кто прямо копирует сцены IV эпизода и заимствует идеи из ранних черновиков Лукаса.
И, хотя в принципе компания, подарившая нам сериал и полнометражные фильмы о далёкой-далёкой галактике, одна, команды разные.
Кстати, о команде. Тройка республиканских пилотов в одном из эпизодов «Мандалорца» — это режиссёры сериала Рик Фамуйива, Дебора Чоу и сам Дэйв Филони. А сценарий писали Рик Фамуйива и Крис Йост — специалист по мандалорской культуре.
Отдельные серии сняты в разных стилях. Кроме упомянутого спагетти-вестерна и приключенческого кино можно отметить и серию — типичный фильм-ограбление. История захвата ценностей с последующими дрязгами, интригами и подставами (от «Ограбления инкассаторской машины» до «11 друзей Оушена»). Кстати, «Хан Соло» снят почти в такой же манере.
Корабли, дроиды и аллюзии
Отсылок к эпизодам I–VI тоже очень много. Это становится понятно в начале первой серии, когда Мандо вызывает «убер» до корабля.
Знакомый болид, не правда ли? Лендспидер X-34 — только проапгрейженный и более вместительный.
Часто негодуют, что действие рано или поздно возвращается на Татуин, — так это законы жанра такие. Зритель должен узнавать полюбившиеся места, иначе вселенная станет слишком рыхлой и труднозапоминаемой. При этом, конечно, нельзя отказываться и от привнесения нового.
В одной из серии Мандо появляется в той самой кантине, где всё и началось. Режиссёр не забыл сделать несколько ностальгических планов.
Интерьер восстановлен до мелочей. Правда, бармена заменил дроид. Автоматизация и сплошной блокчейн.
И дроиды по Татуину бегают те же, что работали на алчного хозяина — маленького Эни Скайуокера из эпизода I. Стукни его, и он станет фиолетовым в крапинку.
А на вертеле внезапно оказывается собрат обезьяноящерицы, которая противно смеялась во дворце Джаббы Хатта в пятом эпизоде. Или это она собственной персоной?
Мандалорец и его случайный напарник гоняют на удолбанных в хлам имперских спидерах, знакомых нам по VI эпизоду на Эндоре.
Для доставки разыскиваемых персон Мандо пользуется той же карбонитовой заморозкой, жертвой которой стал Хан Соло. Но этот способ всегда описывали как очень опасный для жизни и изобрели его в Облачном городе специально для доставки Люка к императору. Через много лет после битвы на Явине такие холодильники стали штатным средством доставки живых заказов.
Противостояние с гигантским шерстистым носорогом напоминает эпизод во время битвы с джедаями на Джеонозисе, где отца всех клонов Джанго Фетта чуть не ущучила похожая тварь.
А блурги, огромные двуногие сухопутные пираньи, впервые появились в «Эвоки. Битва за Эндор» — телефильме 1985 года, спин-оффе, где главными героями стали меховые мишки-дикари. Блурги фигурируют и в мультсериалах «Повстанцы» и «Войны клонов».
Кстати, что за корабль у Мандо?
«Хороший у тебя корабль, классика. „Лезвие бритвы“? Доимперский?» — спрашивает пойманный «человек-амфибия» в первом эпизоде, пытаясь польстить. В дальнейшем космическое судно менее толерантно называют полной рухлядью.
Действительно, дизайн кабины отсылает к кораблю Хана Соло, а внешний вид… Помните «Атаку клонов»? Ударно-десантные машины клонической армии, похожие на Ми-24, заполоняют планету Джеонозис.
А вот двигателями и компоновкой корабль напоминает канонерку — малый боевой корабль SS-54 c десантно-грузовым модулем, на котором летала охотница за головами Суги в мультсериале «Войны клонов», только у «Лезвия бритвы» турболазеры покрупнее калибром.
Аналог робота-наёмника IG-11, известный как IG-88, работал с самым знаменитым мандалорцем — Бобой Феттом.
Эпизод с мелким дроидом из «Новой надежды» — как не повторить? Кстати, в «Изгое» столкновение с многострадальной чёрной коробкой на колёсиках также цитировалось. Правило хорошего тона.
Ещё одна пасхалочка — это шлемы штурмовиков на кольях в Мос-Эйсли на Татуине. Присутствует эта инсталляция и в игре Star Wars Battlefront II.
А милые, но кровожадные эвоки с Эндора использовали трофейные шлемы в качестве барабанов на финальной праздничной тусе.
Ваше слово, товарищ Шмайссер!
Общеизвестный вроде факт: Лукас сильно экономил на реквизите. Денег дали маловато. В ход пошло всё, что можно было арендовать на голливудских складах за четвертак пучок. Потому штурмовики щеголяли «бластерными» доработанными послевоенными британскими пистолетами-пулемётами «Стерлинг», немецкими пулемётами MG-34 и даже самоварными трубами «льюисов» времён Первой мировой.
Не было бы счастья…. Вроде бы нищебродство стало фишкой вселенной.
Так-то оно, может, и так, но задумка Лукаса изначально была глубже:
«Я стараюсь, чтобы всё выглядело очень естественно и вызывало ощущение „где-то я это уже видел“. Вот рассматриваете вы картинку с тускенскими разбойниками и говорите: „Ну да, бедуины…“ Потом присматриваетесь и осекаетесь: „Стоп, что-то здесь не так. Это не бедуины… А там ещё что за звери?“ Или взять бой крестокрыла с СИД-истребителем: „Знакомое дело, это Вторая мировая… хотя стоп — таких моделей я никогда не видел“. Я хочу, чтобы весь фильм так воспринимался!»
И подход синтеза заложил такую долгую жизнь вселенной и кучу поклонников этого бескрайнего мира.
Продолжают эту традицию и в «Мандалорце». Но просто копировать, как мы уже поняли, отстой — надо привносить и новые элементы. Потому у подпольщиков-штурмовиков мы видим классические бластеры Е-11 («Стерлинг»), но реквизиторы вновь перетрясли подвалы в поисках брутального, нелепого и просто необычного огнестрела, проявив и любовь к вивисекции.
И если Хан Соло бегал с революционным «Маузером» с раструбом на стволе, то мандалорец расхаживает с дизельпанковым изящным «Бергманом» модель 1896. В 1890-х оружие под общим руководством Теодора Бергмана разработал Луис Шмайсер. Да-да, отец знаменитых братьев Гуго и Ганса.
Но «Бергман» — для ближнего боя. Как настоящий герой космовестерна, Мандо не чурается снайперской стрельбы. Его винтовка — настоящее произведение бутафорского искусства и вглядываться в неё можно долго.
Приклад — что-то среднее между прикладами MG-34, FG-42, матчевых (точное спортивное оружие) винтовок времён американской гражданской войны, ручного пулемёта Browning M1917 и азиатского карамультука. Казённая часть похожа на таковую у американского ручного пулемёта BAR или классического помпового дробовика.
Длинный оптический прицел, смещённый от оси ствола влево, и общий концепт напоминают о первых снайперских винтовках. Например, о винтовке Шарпса, уважаемой стрелками Дикого Запада за точность и дальнобойность. Сам Клинт Иствуд перебивает пулей из такой верёвочную петлю в «Хорошем, плохом…»
Винтовка Мандо даже заряжается похожим образом — через приёмочное окно сверху. В то же время оружие наёмника напоминает карамультуки и джезайлы, из которых всякие пуштуны ущучивали в горах красномундирных томми.
А сейчас из них стреляют себе под ноги.
Ну или какие другие кочевники…. минуточку. Да это же тускены. У Мандо усовершенствованная версия тускенской стрелядлы, из которой палили ещё в Скайуокера.
Буквально «одно лицо»! Только татуинские автохтоны использовали пули, а у Мандо — импульсная.
Но и это не главное. Точно такое же ружьё было у Бобы Фетта в «Истории верного вуки» — анимационной вставке в двухчасовой телефильм Star Wars Holiday Special. И это появление наёмника-мандалорца в истории вселенной.
Один из клана мандалорцев предпочитает трёхствольный пулемёт с системой непрерывной подачи боепитания прямо из ракетного ранца. В стволах легко узнать стволы MG-34, а казённая часть похожа на сильно модифицированный замок тяжёлого «Браунинга».
У подруги Мандо — очередной пулемётно-лазерный гибрид английского ручника «Брена» времён Второй мировой со сдвоенным магазином MG-34 (снова любимый киношниками первый единый пулемёт) и вторым стволом.
Один из дроидов вооружён излюбленным оружием джентльменов удачи вселенной Star Wars — карабином EE-3, которым оперировал и Боба Фетт. Вдобавок дроид носит подсумки для патронов… винтовки Мосина! Но сам способ ношения и портупея скорее британские. А озвучивает дроида Ричард Айоади, который играл в сериале IT Crowd очень логичного айтишника, как и дроид-астронавигатор.
У республиканца в «каске говоруна» — старый добрый «Люгер» P-08 с набалдашником. Ещё одно скрытое камео. Играет республиканца актёр — голос Энакина Скайуокера в сериале «Войны клонов». Ну и так далее. Параллели можно приводить практически вечно.
Мандалорские традиции
«Таков путь» — таков немного дзен-буддистский подход мандалорцев к жизни и постоянному ношению шлема. Но это не просто железное ведро на башке — это высокотехнологичная штука, целый бортовой компьютер, который не только защищает от разных угроз, но и играет роль автоматизированной системы наблюдения и управления боем, позволяя быстрее реагировать в схватках.
Джанго и Боба Фетт носили доспехи из дюрастали — удивительно прочного и лёгкого материала. Безымянному герою удаётся разжиться кое-чем покруче — бронёй из легендарного мандалорского сплава бескара (как мифрил у Толкина, только ещё круче). Его и бластер не берёт в большинстве случаев. Многое из снаряжения и хитрых примочек идентично стандарту Фетта — от удавки до огнемёта в руке (правда, у «прародителя» мандалорцев ещё и наручный бластер, система запуска отравленных дротиков на коленях и множество других штук). А ранец с управляемой ракетой — дело наживное.
Надо раздобыть такую штуку
Так что проработка деталей — от оружия до отсылок к «тем самым» «Звёздным войнам» делают картинку очень приятной любому (почти) фанату космической саги. Ведь сами «Звёздные войны» стали одним из главных эпосов XX века наравне с «Властелином колец» и «Волшебником страны Оз», а их проникновение в массовую культуру — беспрецедентно.
И большую роль тут сыграли именно постмодернистские цитаты и обращение к классике — от политических событий вроде Вьетнама и Уотергейта, истории битв Второй мировой до знаковых фильмов, комиксов, книг и волшебных сказок. Недаром советский кинокритик отмечал сходства похождений Люка с приключениями Джонушки-дурачка. И недаром ведь Лукас проштудировал и труд Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии «Тысячеликий герой».
Хотя «Мандалорец» больше похож на вестерн в космических декорациях, где-то рядом Люк и Лея восстанавливают республику после финальной — если бы — Битвы на Джакке. А значит, сказка продолжается.
А что до сюжета, то, как говорил Курасава: «По-настоящему хороший фильм интересно смотреть. В нём нет ничего сложного. Он увлекателен и лёгок для понимания».
Таков путь.