Найти тему
Freevad

Голикова против Скворцовой| Останется только один?

Коллаж для главного фото статьи
Коллаж для главного фото статьи

Все мы привыкли, что члены нашего Правительства действуют слаженно, лишнего не говорят, а если, кто-то и говорит, то быстро замолкает, если не хочет, чтобы его предали забвению, как некогда это произошло с господином Якуниным или отправили на полное гособеспечение в казенный дом, как это произошло с господином Улюкаевым.

Декабрь 2019 года оказался настолько насыщен событиями разной степени важности, что у меня, в буквальном смысле этого слова челюсть отвисает от откровенности наших власть предержащих.

Итак, госпожа Татьяна Голикова в эфире телеканала «Россия 1» отвечая на вопросы ведущего Владимира Соловьева, рассказала, что «во многих регионах страны, оптимизация, так называемая, здравоохранения, была проведена ужасно». Далее Татьяна Алексеевна добавила, что «и качество, и доступность услуг в здравоохранении резко ухудшилось».

Кто такая Татьяна Голикова? Татьяна Алексеевна, мало того, что на мой взгляд, красивая женщина, так еще и умная. По образованию Татьяна Голикова экономист, имеет ученую степень доктора экономических наук и ученое звание профессора. Сегодня Татьяна Голикова заместитель председателя Правительства РФ по вопросам социальной политики.

В 2007-2012 годах Татьяна Алексеевна руководила Министерством здравоохранения и социального развития. К слову, стоит отметить, что ее руководство системой здравоохранения России имело классические особенности, когда руководитель, не имеющий профильного образования, имеет волю найти себе грамотного заместителя и без крайней необходимости не вмешивается в его деятельность.

Тем не менее, не смотря на отсутствие у Татьяны Голиковой профильного медицинского образования, определенный опыт руководства российским здравоохранением у нее имеется.

В ответ на претензии к своей работе, как сообщает информационное агентство ТАСС, действующая министр здравоохранения Вероника Скворцова пояснила следующее: «Программа оптимизации, действительно, по-разному проведена в разных регионах, здесь Татьяна Алексеевна права. Но изначально Минздраву были поставлены определенные условия. Наверное, может быть, излишне эмоционально говорить, что там что-то ужасно проводилось, и, очевидно, нельзя согласиться с тем, что в результате снизились доступность и качество. Этого нет, иначе мы бы не обеспечили рост продолжительности жизни более чем на пять лет».

На мой взгляд, так ответив на вполне обоснованные претензии, Вероника Игоревна совершила ошибку. Впрочем, я уверен, что разговор между этими женщинами еще не окончен и кто скажет последнее слово – вопрос открытый.

Кто такая Вероника Скворцова? Вероника Игоревна врач в пятом поколении, врач-невролог, нейрофизиолог, организатор здравоохранения, член-корреспондент РАН (РАМН с 2004), доктор медицинских наук, профессор.

С 2008 года Скворцова работала заместителем Голиковой в министерстве здравоохранения и социального развития.

В общем, Вероника Игоревна, под непосредственным и затем общим руководством Татьяны Алексеевны прилагала руку к развитию здравоохранения в Российской Федерации последние 11 лет.

В отличие от высшего руководства страны у меня нет возможности регулярно посещать регионы, более того, живу я на периферии. Соответственно всей картины я лично не вижу. Однако у меня есть знакомые, работающие в системе здравоохранения, есть у меня и другие знакомые – люди, непосредственно столкнувшиеся с работой этой системы. Некоторые из них выжили, другие, к несчастью умерли, не дожив даже до выхода на пенсию по старым правилам.

В непосредственной близости от меня, а также в соседних регионах ситуация в здравоохранении далека от идеальной.

Самое печальное заключается в том, что наличие современных зданий и оборудования не гарантирует, что есть медицинские работники, которые в состоянии его использовать на практике.

Современные медицинские центры с острой нехваткой медицинского персонала – это сегодня правило, а не исключение. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Из регионов с низкими зарплатами у медиков врачи активно переезжают в регионы с более высокой зарплатой.

В общем, в здравоохранении появилась та самая «социальная мобильность», о которой некогда наше Правительство так много говорило. Кому от этого стало лучше? Очевидно, что жителям крупных городов, за счет ухудшения ситуации вокруг них.

Я очень не люблю суету крупных городов, но, откровенно говоря, все чаще начинаю задумываться о переезде в крупный город. Удерживает меня на месте пока еще не выплаченная ипотека и понимание, того что от себя не убежать.

Сегодня по мелким проблемам со здоровьем, а также для прохождения медкомиссий проще обращаться в частные медицинские центры, чем в государственные поликлиники с их нескончаемыми очередями и «ненавязчивым» сервисом.

Однако давайте вернемся к нашим полорогим непарнокопытным и поговорим о госпоже Голиковой и госпоже Скворцовой.

Как ни крути, но две эти дамы уже не первый год работают в одной команде. Спрашивается, что за черная кошка между ними пробежала? Кто и кого пытается «утопить»?

С одной стороны, очередной этап нашей перманентной реформы здравоохранения непосредственно на местах курировала госпожа Скворцова, с другой стороны, задачи ей ставила госпожа Голикова.

Естественно, что госпожа Голикова действовала не самостоятельно, а реализовывала те решения, которые ей было поручено провести в жизнь вышестоящим руководством.

Перейдем к самому интересному, к организации пирамиды власти в нашей стране.

Для понимания ее сущности я настоятельно рекомендую прочитать книгу Михаила Хазина и Сергея Щеглова «Лестница в небо», а здесь я приведу собственные размышления на этот счет.

Если у Вас есть инсайдерская информация, которой Вы готовы со мной и читателями этой статьи поделиться, милости прошу в комментарии. Я не претендую на истину в последней инстанции.

Итак, тот небольшой сплоченный первый круг людей власти, который имеет реальную и почти абсолютную власть, не может самостоятельно управлять всеми делами государства.

Это невозможно по причине того, что человек или группа людей не в состоянии одновременно контролировать больше нескольких сотен, максимум - тысяч людей, а руководить приходится миллионами, а то и миллиардами.

Для управления массами всегда формируются дополнительно еще два круга: второй (близкий) круг, состоящий из людей, являющихся проводниками управляющих команд от первого круга и третий (дальний) круг – непосредственные организаторы исполнения команд, входящие, тем не менее, в принадлежность к людям власти.

Во второй круг всегда входят потенциальные члены первого круга, обычно это родственники или близкие знакомые «первых», подтвердившие свою преданность членам первого круга.

Если Вы поленились пройти по ссылке на Википедию и посмотреть с кем в браке Татьяна Голикова, сделайте это сейчас.

В третий круг входят люди, в том числе взаимодействующие непосредственно с народом – те, кого население обычно и воспринимает за власть.

Вероника Скворцова, настолько влиятельного супруга, как ее действующий куратор в Правительстве не имеет. Но кто из этих двух женщин пользуется большим авторитетом у нашего высшего арбитра, я судить не берусь.

Трехступенчатая система управления складывается естественным образом, поскольку власть представляет собой иерархическую систему, а если в системе больше трех уровней управления, то управляющие сигналы искажаются настолько, что их эффективность стремится к нулю.

Эта система прекрасно работает в сравнительно небольших государствах, но в таких крупных странах, как Россия, Китай или США даже представители третьего круга напрямую людьми не руководят, ниже есть организаторы и исполнители из числа людей, не входящих во власть.

Задача третьего круга власти – правильно понять, что именно необходимо организовать и добиться того, чтобы в итоге получилось именно то, что и предполагалось.

В процессе реализации властных задач эти люди, привыкают к их однонаправленности и последовательности. Метания из стороны в сторону – это не про власть, людям власти не до этого, у них идет перманентная борьба за ресурсы, а соответственно на исполнение непосредственных обязанностей у них часто времени просто нет. Эти люди, в силу высочайшей нагрузки (можете не верить, но это действительно так) привыкли работать с людьми, а не с бумагами.

Помните, что сказал Владимир Владимирович на пресс-конференции 19 декабря 2019 года о законопроекте о «домашнем насилии»? Не помните? Сказал он следующее, цитирую: «Законопроект я не читал, но Валентина Ивановна Матвиенко мне совсем недавно о нём достаточно подробно рассказывала».

Люди, непосредственно организовывающие исполнение вполне здравых поручений первого круга, прошедших через второй и третий ее круги, обычно не входят в систему власти – это управленцы, получающие зарплату. Им ставят задачу и сроки исполнения люди третьего круга власти, а они, в рамках своего разумения, ее исполняют. Не зря маршал Г.К. Жуков говорил: «Армией командую я и сержанты».

Для того чтобы системе выжить, в отдельные периоды ей необходимо менять управленческую парадигму. Жизнь не стоит на месте и те методы решения проблем, которые работали 10-15 лет назад, постепенно перестают давать нужный результат.

Соответственно управленческие задачи могут кардинально меняться. Однако люди привыкают действовать определенным образом и перестраиваться не желают. Природа нас устроила таким образом, что мы стараемся идти по пути наименьшего сопротивления, а наши привычки становятся нашей «второй натурой».

Однако что-то все равно делать надо. Задачу то ведь поставили и спросят о ее исполнении. Итогом такого «управления» является обычно то, что даже жизненно необходимое решение на местах доводится до абсурда.

Правильнее это было бы назвать саботажем, но далеко не всегда это делается умышленно, довольно часто изначальная мысль настолько искажена, что исполнители организуют противоположное. В психологии это называют эффектом Даннинга-Крюгера. Помните игру «сломанный телефон»? Примерно так все и происходит.

В итоге, система начинает трещать по швам, но при этом ее сопротивление любым изменениям нарастает, из нее начинают вымываться профессионалы, поскольку к власти приходят «аппаратчики» (люди, отвечающие за подбор кадров во власть), очень бледно смотрящиеся на фоне профессионалов, но легко их переигрывающие в подковерной борьбе.

Именно таким образом действовала КПСС в позднесоветский период, примерно также сейчас действует и современная партия власти.

Если у первого круга не получится провести модернизацию пирамиды власти, систему ожидает разрушение. Почивание на лаврах сегодня – однозначно крах в обозримом будущем. Изменения, на мой взгляд, уже давно назрели, а времени для их реализации не так много, как представителям первого круга хотелось бы. Да и преодолеть косность второго и третьего круга будет ой, как не просто!

Впрочем, давайте вернемся к двум нашим представительницам прекрасного пола, обличенным властью.

Чем закончится противостояние между Татьяной Голиковой и Вероникой Скворцовой?

Не факт, что между двумя этими женщинами действительно имеет место противостояние, а перед нами не хорошо разыгранный спектакль. Тем не менее, с позиции стороннего наблюдателя, если противостояние на самом деле имеет место, я бы больше поставил на Татьяну Голикову.

Правда я не уверен, что тот человек, который в итоге заменит Веронику Скворцову на должности министра здравоохранения смог бы сделать больше, чем она, но это уже другой вопрос. Да и исключать того, что победителем выйдет все-таки Вероника Скворцова тоже нельзя.

Жизнь – штука сложная и не всегда предсказуемая. Тем более что в образовании, да и в сфере труда и социального развития, которые также курирует Татьяна Голикова «не всё слава Богу», а системные проблемы обычно решаются заменой человека, отстроившего систему.

В общем, все самое интересное, думаю, нас ожидает в ближайшие полгода. Будем «посмотреть».

С наступающим Новым годом, здоровья, счастья и благополучия в Новом году. Если статья понравилась, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Все лучшее – впереди!