Маркетологи уже давно изучили нас, и научились нами тонко манипулировать, заставляя нас неосознанно плясать под их дудку. Ниже я перечислю несколько самых распространенных уловок которые заставляют нас купить то, что мы даже и не собирались и не планировали.
Товары-приманки
«Купи 3 штуки всего за 100 рублей!» или 1+1=3 — старые добрые маркетинговые уловки. Многие клюют на такое предложение, в итоге закупая больше продуктов, чем им необходимо.
Есть и другие манипуляции. Магазин предлагает некий популярный товар по действительно хорошей цене. Например, мясо в сезон шашлыков и это
является приманкой, так как человек зашедший за мясом обязательно купит и сопутствующие товары для пикника или выезда на природу. Выгодный товар активно рекламируется, чтобы заставить покупателей заглянуть в конкретный супермаркет. Вот на этих сопутствующих покупках магазин и делает кассу, с лихвой покрывая расходы на рекламу сезонного продукта.
Дополняющие товары
Вы заходите в магазин за упаковкой любимого печенья, для вашего ребёнка. А рядом на том же стеллаже обнаруживаете детский шоколад и зефирки, сок и такое полезное фруктовое пюре «О, как удобно!» — думаете вы и бросаете все эти товары в тележку. Так работают подобные комбинации. Хот цель была купить печенье.
Некоторые комбо-сочетания очевидны, например шампунь и бальзам-ополаскиватель, маска. Некоторые — более тонкие, например одноразовые пластиковые тарелки и красивые бумажные салфетки. Нам кажется, будто салфетки мы решили купить самостоятельно. На самом деле ваша спонтанная покупка была заранее спрогнозирована.
Пробуждение аппетита
Органы чувств — вот самые активные союзники маркетологов. Мы все из личного опыта знаем, что нельзя ходить в магазины голодными!», ведь чем сильнее вы хотите есть, тем больше ненужного купите. Но даже если вы не голодны, у супермаркетов есть уловки для того, чтобы разбудить ваш аппетит. Например, запах свежей выпечки: он буквально вынуждает потратить более крупную сумму. Хорошо работает правильно выставленная подсветка: продукты на витрине выглядят по-праздничному ярко, сочно и возбуждающе. Но один из самых хитрых способов вызвать слюноотделение и сопутствующее ему желание купить что-нибудь пожевать - это бесплатные дегустационные образцы. Во-первых, они пахнут, манят и вам хочется их приобрести. Во-вторых, бесплатно угостившись, вы начинаете чувствовать себя обязанным отблагодарить магазин. Не попадись вам эта колбаса на дегустации, вы бы о ней даже не вспомнили. А теперь она уже лежит в вашей корзине.
Дисконтные карты и программы лояльности
Дисконтная карта привязывает вас к конкретному супермаркету
Выбирая между двумя абсолютно одинаковыми магазинами, вы наверняка пойдёте в тот, где у вас действует программа лояльности.
Вам наверняка поступали индивидуальные предложения типа «Купите определенный товар на 500 рублей и получите скидку 20%», вы понимаете, о чём речь. Разумеется, предложение вам кажется выгодным. Но выгодно оно прежде всего магазину, который раскрутил вас на покупку большего объёма товара, чем вы привыкли покупать и больше чем вам нужно для закрытия своей потребности.
Многоразовые экосумки
Многоразовые экологичные сумки вместо пакетов — гениальная маркетинговая уловка!
Во-первых, они брендированные: торговые сети размещают на них свои логотипы, превращая покупателей в ходячую рекламу.
Во-вторых, они заставляют клиентов проникаться доверием к супермаркету: «Они заботятся об окружающей среде!»
В-третьих, они увеличивают сумму среднего чека.
Проводились исследования,которые доказывают, что покупатели с брендированными экосумками тратят больше. Проникаясь заботой о природе, они отдают предпочтение более дорогим натуральным и органическим продуктам, а затем, уже на кассе, запасаются нездоровыми продуктами— в качестве награды за собственную добродетельность. А про кассу это вообще отдельная история, там маркетологи размещают дорогие и не всегда нужные различные мелочи, это все работает на уровне бессознательности, вы устав от принятия решений в торговом зале, на кассе расслабитесь и покупаете себе или своему ребенку награду. И это работает. Эти мелочи мы расцениваем как заботу магазина о покупателе: вы может, и забыли о том, что вам нужны влажные салфетки, а тут — вот они попались на глаза! Но если бы вы вернулись назад в торговый зал, вы бы обнаружили салфетки по цене в полтора- два раза ниже, а возвращаться то неудобно, поэтому вы покупаете товар по завышенной цене, обогащая магазин.