Сегодня церковь часто обвиняют в том, что она нацелена только на приобретение богатства и совсем забыла о людях. Конечно, это не правда. Просто журналистам выгоднее писать о скандалах внутри церкви и обращать внимание на негатив, который, увы, тоже присутствует. А вот о благотворительной деятельности, которая ведется тихо и незаметно писать невыгодно и неинтересно.
Но я напишу, так как хочется, чтобы люди знали, что христианство – это не про золотые купола и платные свечи. В первую очередь, это про помощь ближнему.
Социальное служение – одно из основных направлений деятельности Русской православной церкви. В последние годы эта работа становится все более актуальной и нужной обществу. Социально-экономическая ситуация в стране подтверждает, что необходимость в подобной деятельности в будущем будет только увеличиваться.
Русская православная церковь занимается разными видами служения, все они изложены в социальной концепции. Основное направление – социальное служение, которое включает в себя работу с молодежью, участие в медицинских программах, помощь инвалидам и престарелым людям, работа с заключенными и страждущими от алкогольной зависимости.
Социальное служение церкви
В документе «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», утвержденном на Архиерейском Соборе в 2000 году перечисляются виды деятельности, позволяющие решать актуальные социальные проблемы современного общества. Приведу только некоторые из них:
- Духовная поддержка заключенных, проведение богослужений в тюрьмах;
- Создание благотворительных приютов для малоимущих и детей-инвалидов;
- Помощь людям преклонного возраста и матерям-одиночкам;
- Духовное окормление в больницах и уход за немощными;
- Помощь бездомным, организация бесплатных обедов;
- Проповедь здорового образа жизни, работа с зависимыми.
Это лишь несколько основных социальных направлений, которыми занимается Русская Православная Церковь. Причем эта деятельность ведется в христианском мире еще с апостольских времен. Вот что пишет протоиерей Игорь Иудин:
«Христиане посещали узников, старались облегчить их положение, в некоторых случаях выкупали их, особенно христиан, преследуемых за веру. Ухаживали за больными, особенно неимущими. Погребали неимущих. Совершали подвиги милосердия и самоотвержения при общественных бедствиях в виде моровой язвы или голода. Эти подвиги более всего действовали на умы язычников, тем более, что они совершались в пользу не только христиан, но и язычников. Все это способствовало созданию различных гражданских и общественных институтов милосердия и взаимопомощи»
В наше время практически все вышеперечисленные виды христианского служения остаются востребованными и актуальными. Православная церковь и отдельные её члены считают своим долгом помогать нуждающимся и оказывать им духовное окормление.
Уже в первые века своего существования, христианская церковь взяла на себя заботу о самых незащищенных членах общества Римской империи. Врачеванием страждущих занимались еще первые апостолы церкви и часто такая разновидность миссионерства оказывалась более действенной и внушительной, чем проповедь.
Уже к IV веку определяются ключевые направления социального служения церкви, которые получают повсеместное распространение вместе с проповедью христианского учения и реализуются по сей день.