Найти тему

Н.Н.Златовратский «Деревенский король Лир»

Оглавление

«Как и самая изба, так и двор, и сенцы, и хлев, и сенница и огород позади двора, – всё было миниатюрно, бедно, дряхло, но, несмотря на то, всё дышало жизнью, какой-то особенной жизнью, исключительно свойственною деревне.» (Н.Н.Златовратский «Деревенский король Лир»)

Русский писатель-народник Николай Николаевич Златовратский в повести «Деревенский король Лир» (1911 г.) ярко и образно отразил крестьянский быт конца XIX века. Главный герой произведения – старик Онуфрий, по прозвищу Чахра‑барин, господствующий над целой «командой» больших и малых жизней, втиснутых в маленькое, низенькое, трёх окон жильё, именуемое крестьянской избой.

Сыновья подолгу отсутствовали в отцовском доме, потому что уезжали на заработки в Москву. Старик Онуфрий, чувствуя, что силы его постепенно иссякают, жизнь близится к закату, задумал поделить по справедливости между семьями своих взрослых сыновей скудное имущество, нажитое им собственным нелёгким трудом. Это «королевство» действительно было разорённым гнездом: всё было дряхло, старо, без порядка. Очевидно, не хватало твёрдых хозяйственных рук, и надо всем царила непроходимая и тяжкая нужда.

Н.Н.Златовратский описывает процесс оценки и раздела этого «деревенского богатства», особо подчёркивая, что Чахра‑барин, этот «Деревенский король Лир», всё приводит к принципу «равнения и справедливости». Старик, задетый кем‑нибудь за живое насмешливым словом над телегой или сохой, вдруг пускался в обольстительные подробности относительно их происхождения. И вот благодаря этим подробностям, в которых главный элемент составляла масса затраченного мужиком труда, изворотливости, самопожертвования, скудный крестьянский инвентарь приобретал в глазах наблюдателя какие‑то фантастические размеры.

В конце концов, имущество было распределено, все к концу дня заметно устали, и только Чахра‑барин, казалось, никогда не чувствовал себя таким счастливым, как в этот день.

Однако повесть оканчивается печально. Старик вынужден был уйти из дома из-за издевательств невесток в то время, пока сыновья отсутствовали на заработках. Лишь незамужняя дочь Степанида приютила старого отца под конец жизни в его же бывшем маленьком амбаре, доставшемся ей от братьев.

***

«Когда мне приходилось жить в деревне, я особенно любил беседовать со стариками. Вообще деревенский старик болтливее, разговорчивее с посторонним человеком, чем мужик‑середняк. Старик всегда наивнее, непосредственнее, между тем как «середняк» непременно «солидничает», если он большак в хозяйстве, резонёрствует, вообще старается быть не тем, чем он есть, старается «выказаться» с той стороны, которая, по его мнению, наиболее может поддержать его репутацию в глазах городского человека.»

(Н.Н.Златовратский «Деревенский король Лир»)

***

«– Вот, дружок, вымрем все мы, старожилые‑то мужички… Таких, как мы, уж не будет… Другой ноне народ пошел! – выговаривают они свои вечные жалобы на новые времена.

И действительно, чувствуешь, что вот вымрут они, эти старожилые мужички, и вместе с ними уйдёт в невозвратную историческую тьму что‑то такое, чего, может быть, уже не увидишь, не встретишь больше, и как‑то тоскливо сжимается сердце. Тоска эта, впрочем, вовсе не знаменует отсутствие веры в новых «сынов народа», которые всё же плоть от плоти и кость от костей этих же вымирающих стариков, но настоящее этих «сынов» такое хаотическое, смутное, за которым будущее представляется ещё смутнее, еще неопределённее.»

(Н.Н.Златовратский «Деревенский король Лир»)

-2

СЛУШАТЬ ФРАГМЕНТ

СКАЧАТЬ АУДИОКНИГУ

-3