Известный на весь мир советский филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, будучи немцем по национальности, является главным исследователем нашей родной русской сказки.
До него многие исследователи чувствовали – сказки разных народов чем-то похожи. Ведь ни для кого не секрет, многие сюжеты и герои перекликаются. Например, сказка о девушке-лягушке есть во Франции, Индии, конечно же, - в России. И есть даже у американских индейцев! Исторически народы не могли контактировать (точно не контактировали славяне с американскими индейцами), а сказки похожи!
Владимир Пропп, обнаружив сей факт, начинает интересное исследование. И в 1928 году в свет выходит его «Морфология волшебной сказки». Изучение сказок он продолжает и в следующей книге - «Исторические корни волшебной сказки».
Каковы же идеи Владимира Проппа?
Долгое время ученые пытались как-то классифицировать сказки, но никакой убедительной системы не создали. Делили их по разрядам, по сюжетам, по героям... Ничего вразумительного не получалось. И лишь Пропп понял: несмотря на огромное количество сказок и их вариаций, несмотря на многообразие действующих лиц в этих сказках, все функции героев сводятся к одному основному «набору». Он начал изучать сказки по функциям героев (важным поступкам и действиям, которые формируют путь главного героя и двигают сюжет). Всего Владимир Яковлевич описал 31 такую функцию.
Возьмите любую сказку и вы найдёте соответствующие функции героев.
31 функция героев по Проппу:
1) отлучка кого-либо из членов семьи (отъезд, смерть и т.п.)
2) запрет, обращенный к герою (не ходи туда, не открывай то, не трогай это и т.п.)
3) нарушение запрета (пошел, открыл, потрогал)
4) выведывание
5) выдача
6) подвох
7) невольное пособничество
8) вредительство (или недостача)
9) посредничество
10) начинающееся противодействие
11) герой покидает дом
12) даритель испытывает героя
13) герой реагирует на действия будущего дарителя
14) получение волшебного средства
15) герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения пред¬мета поисков
16) герой и антагонист вступают в борьбу
17) герой ранен
18) антагонист побежден
19) беда или недостача ликвидируется
20) возвращение героя
21) герой подвергается преследованиям
22) герой спасается от преследования
23) герой неузнанным прибывает домой или в другую страну
24) ложный герой предъявляет необоснованные притязания
25) герою предлагается трудная задача
26) задача решается
27) героя узнают
28) ложный герой или антагонист изобличается
29) герою дается новый облик
30) враг наказывается
31) герой вступает в брак (или воцаряется)
Пропп заключает:
«Если все волшебные сказки так единообразны по своей форме, то не значит ли это, что все они происходят из одного источника? <…> Но от себя мы можем ответить хотя бы в виде предположения: да, похоже, что это так».
Источником исследователь считает обряды инициации у разных народов.
Давайте сделаем отступление к современным, а не фольклорным волшебным сказкам. Их герои тоже имеют схожие функции. Причем такие же, как функции старых русских сказок.
Сравните:
• Начало «Гарри Поттера».
К мальчику прилетает Сова из Хогвартса.
• Начало «Властелина колец»
К хоббитам приезжает Гендальф.
• Или даже начало сказки Успенского «Дядя Федор, пёс и кот» (в мульт-варианте она называется «Трое из Простоквашино»).
С чего начинается история? - Появляется Кот Матроскин!
В результате реализуется функция «герой покидает дом».
Однако труды Владимира Проппа мало встречаются за пределами монографий и научных статей.
В отличие от американского мифолога Джозефа Кэмпбелла, который по факту продублировал идеи Проппа. Кэмпбелл с его «Тысячеликим героем» стал популярен. Его работа входит в список 100 лучших нон-фикшн-книг по версии журнала Time. И даже Джордж Лукас, создавая легендарные «Звездные войны», опирался на исследование Кэмпбелла.
Если вы заинтересовались работами Проппа, и думаете почитать «Морфологию волшебной сказки» и «Исторические корни волшебной сказки», то лучше выбирайте вторую книгу. «Морфология» - научный труд, в ней соответствующий сухой язык, а вот «исторические корни» читаются легче и интереснее. Кстати, на мой взгляд, люди, работающие с текстами (авторы Яндекс.Дзена тоже!), должны познакомиться с исследованиями Владимира Проппа.
Читайте еще:
Завихрения образования: знакомый школьник объясняет все свои ошибки правилами русского языка
Слово ноль: так "у" в нем или "о"?