Можно ли запустить онлайн-курс в одиночку? Короткий ответ — «Да!». Но учтите, что, выигрывая в финансах, вы проигрываете во времени.
Перед начинающим предпринимателем неминуемо встает вопрос: могу ли я запустить образовательный проект в одиночку или мне понадобится команда? Каких специалистов мне стоит нанять, чтобы закрыть все задачи, но не оказаться в кассовом разрыве?
Это вопрос соотношения денег и времени. Выбирая, вы ищете баланс между быстрым запуском (для которого нужна команда и весомый бюджет) и кропотливой самостоятельной работой над проектом (которая потребует времени и определенных навыков). Однозначного ответа на вопрос, запускаться самостоятельно или с командой, не даст никто, кроме вас самих.
От идеи курса до запуска образовательного проекта. Пройдите весь путь во время обучения на курсе «Руководитель онлайн-школы».
Как принять решение?
Шаг 1. Оцените, какой путь вам предстоит проделать. Для этого можно использовать навигатор запуска онлайн-курсов от EdMarket.
Шаг 2. Определите, какие задачи на этом пути вы можете взять на себя. Есть ли у вас навыки в:
- создании текстов (для соцсетей, e-mail-рассылок, сайтов, рекламы)
- создании лендингов
- настройке рекламы
- преподавании онлайн
- создании программ и материалов для онлайн-курсов.
Даже если навыков нет, но есть желание разобраться в новом вопросе, вы можете взять ту или иную задачу на себя. Например, научиться верстать несложные лендинги в Tilda. Или вести онлайн-занятия, если у вас есть экспертиза и вы хотите преподавать самостоятельно.
Но честно ответьте себе на вопрос: «Смогу ли я в этом быстро разобраться?» И здраво оценивайте свои силы. Например, стоит разобраться, в чем ваши слабые стороны и не брать на себя слишком ресурсозатратные задачи. Например, для меня такая задача — создание лендингов. Я могу своими руками сверстать лендинг, но эта задача займет слишком много времени — я буду «залипать» на подборе картинок и в целом результат окажется хуже, чем если бы я просто наняла фрилансера и заплатила ему за работу.
Шаг 3. Оцените финансовые возможности
Каким бюджетом вы располагаете на старте проекта? Можете ли вы позволить себе нанять сотрудников в штат? Или на этом этапе лучше нанять фрилансеров? Возможно, для вас будет целесообразно найти партнера, который вложится в проект финансами наравне с вами и закроет те задачи, которые вы не готовы брать на себя.
Какие задачи не стоит делегировать?
Есть задачи, которые вы как руководитель онлайн-школы должны взять на себя. Поручить любую из них наемному сотруднику не получится. К таким задачам относятся:
- выбор ниши
- исследование целевой аудитории
- выбор позиционирования и формирование уникального торгового предложения (УТП)
- выбор стратегии маркетинга (именно вы определяете, с какими рекламными посылами проект выходит на рынок)
- финансовое планирование
- ценообразование
- подбор сотрудников.
Если, например, у вас нет опыта в маркетинге, почти наверняка возникнет искушение нанять толкового маркетолога и доверить ему решать перечисленные выше вопросы. Но делать это нельзя. Вопросы стратегии развития образовательного онлайн-проекта (а все перечисленное выше именно про стратегию) вы должны решать сами.
Это ваша задача — сформулировать ответ на вопрос: «Чем мы лучше конкурентов?» Это ваша задача — определить, к какой целевой аудитории вы обращаетесь и кто они — будущие покупатели ваших онлайн-курсов.
Именно вы должны дать команде информацию о сути проекта. А задача маркетолога, таргетолога, копирайтера и других специалистов — упаковать идеи в рекламные сообщения и донести до потребителей.
Приведу пример. Каждый раз, когда мы в EdMarket запускаем новый продукт, мы проводим серию интервью с потенциальными пользователями, чтобы убедиться, что онлайн-курс решает их «боли» и будет востребован. Часть интервью мы отдаем на аутсорс, но я как руководитель обязательно беру себе выборку из 5 человек. Это немного, но мне важно понимать мотивацию студентов, их ожидания от продукта.
Конечно, такие интервью — трудоемкая вещь, но ими не стоит пренебрегать. В результате вы получите массу инсайтов и сможете доработать продукт и сделать его лучше.
Подробнее о том, как проводить такие интервью, читайте в статье «Customer development: инструкция по применению».
Кто есть кто в команде онлайн-школы
Итак, мы определились, за что отвечает руководитель онлайн-школы. Давайте посмотрим, на задачи, которые берут на себя другие игроки команды.
Продюсер онлайн-курсов
Продюсер отвечает за создание актуального и востребованного образовательного продукта. Это человек, который организует работу команды, изучает конкурентов и состояние рынка, чтобы найти актуальные решения для создания продукта.
Он отвечает за конечный продукт и его соответствие как заданным руководителем смыслам, так и ожиданиям рынка.
Методист онлайн-курсов
Методист отвечает за создание продукта и образовательных траекторий. Интересно, что еще 2-3 года назад мало какой образовательный проект мог похвастаться наличием в штате методиста. Зато теперь это один из самых востребованных на рынке специалистов. И это на мой взгляд, говорит об экологизации рынка онлайн-образования и о том, что предприниматели все больше задумываются не только о продажах, но и о создании качественного продукта.
Методист выстраивает обучение таким образом, чтобы слушатель (при выполнении домашних заданий и честной работе) получил результат, обещанный ему на лендинге. Кроме того, он собирает обратную связь от слушателей, чтобы дорабатывать образовательный продукт и делать его лучше.
Технический администратор
Технический администратор, или технофея, — тот человек, благодаря которому студенты вовремя получают доступ к курсу, а все учебные материалы загружены на платформу в правильном порядке.
Маркетолог
Маркетолог — специалист, который отвечает за то, чтобы об онлайн-курсе узнавала целевая аудитория и как можно больше рекламных сообщений доходили до адресатов. Он вместе с командой работает над презентацией вашего образовательного продукта на лендинге, в рассылках и других каналах.
Менеджер по продажам
Менеджер по продажам — специалист, который общается с потенциальными слушателями ваших курсов, отвечает на вопросы и продает продукт.
Скорее всего, именно на этом специалисте сэкономить точно не получится. Вы как руководитель можете взять на себя звонки на старте проекта — это помогает понять запрос аудитории. Но дальше придется передать эту работу отдельному специалисту, иначе образовательный проект не сможет развиваться.
Несколько слов в заключение
Таким образом, команда образовательного проекта может выглядеть так:
Разумеется, это не означает, что на старте у вас должны быть все эти специалисты. Как правило, в начинающих образовательных проектах 3-4 человека в команде берут на себя по несколько задач. Например, ваш продюсер может взять на себя функции методиста и координатора, а маркетолог писать тексты, заменяя копирайтера.
Однако уже на старте важно представлять, какой объем работ предстоит взять на себя каждому члену команды, чтобы рассчитывать свои силы.
Хотите примерить профессию продюсера онлайн-курсов и зарабатывать от 50 тыс. руб. на старте, работая удаленно? Пройдите тест-драйв курса «Продюсер онлайн-курсов» и посмотрите 3 видеоурока из курса бесплатно.