Мировая система образования терпит кризис, и начался он не вчера, а еще в XX веке с распространения интернета и мобильной связи, роботизации и постоянного появления новых технологий.
По какой причине классическое университетское образование сегодня устаревает и становится неактуальным очень быстро?
Когда в XX веке молодой человек выбирал профессию, он выбирал её на всю свою жизнь. Производству требовались специалисты со стандартизированными знаниями, способные качественно и на высоком уровне выполнять типовые задачи. Таким образом, они являлись компетентными кадрами и соответствовали позиции, которую занимали.
С началом всеобщей цифровизации ситуация в корне поменялась. В связи с тем, что на рынке труда появляется очень много профессий, относящихся к новым технологиям, образование, которое получает современный молодой человек в вузе, очень быстро устаревает. Вы только представьте: в середине XX века срок годности технических навыков, полученных в университете, был 15-20 лет, а в 2019 году он составляет от 2 до 5 лет! То есть, студент ещё не получил диплом, а его знания уже неактуальны. И рынок такими специалистами на сегодняшний день перенасыщен.
По словам экономистов, проблема заключается в том, что уже не работает такой подход в образовании, когда человек получает одну профессию на всю жизнь. От него в современном мире требуется гибкость мышления, умение быстро обучаться и подстраиваться под стремительно меняющиеся технологии.
В России острую нехватку квалифицированных кадров сегодня объясняют демографической ситуацией 1990-х, когда резко упала рождаемость. А те немногие высококвалифицированные специалисты, которые еще остались в стране, предпочитают для работы другие страны.
На фоне глобального экономического кризиса 2008 года, замедления темпов роста мировой экономики, падения цен на нефть и санкций средние темпы роста ВВП России опустились с 5-10 процентов в 2000-х до всего 1,8 процента в 2010-х. Это ниже среднемировых темпов роста экономики (три процента), к которым стремятся российские власти. Об этом сообщает "Рамблер".
В России улучшить ситуацию с ценными кадрами планируют за счет нацпроектов. До конца 2024 года в стране собираются осуществить 13 масштабных программ на 26 триллионов рублей:
«Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», «Производительность труда и поддержка занятости».
Очень важным условием успеха новой кадровой политики специалисты считают отказ от концентрации на вовлечение в экономику только местных квалифицированных специалистов. Необходимо обмениваться опытом и кадрами с другими странами.
Если Вам понравился наш материал, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал - давайте вместе обсуждать актуальные проблемы российской системы образования! А если хотите узнать о возможностях Центра Ломоносова в вопросах подготовки к ГИА и олимпиадам или об условиях обучения в Академическом лицее имени М.В.Ломоносова, то заходите на наш сайт – и найдёте ответы на все интересующие Вас вопросы.