Найти тему
Литературный Диалог

«Падение» Для тех, кто не боится заглянуть в себя одним глазком))

Альбер Камю «Падение»
Для тех, кто не боится заглянуть в себя одним глазком))

Книга Камю «Падение» написана от первого лица. В тексте Вы не найдете ни одной реплики безликого собеседника Героя, хотя он постоянно присутствует рядом с ним. Герой говорит, Герой ведет повествование и определяет, куда оно будет течь дальше. Поэтому создается четкое ощущение, что говорят именно с Вами, что это Вам адресована эта исповедь, и что это Вы должны рассказать что-нибудь в ответ.

Исповедь «судьи на покаянии» вовсе не раскаяние грешника, иначе эту историю можно было бы отнести священнику, но далеко не каждый священник сможет дать Герою то, что он хочет получить взамен. А прощения он не ищет. Да и не раскаивается. Все повествование построено таким образом, чтобы накалить атмосферу до высшей точки интимности, искусственно создать некую родственность душ между Читателем и Автором, и сделано это с одной целью, чтобы Читатель понял, что ему есть, что рассказать в ответ Герою, и Герой не останется разочарован Вашим рассказом.

А Вы точно не Жан-Батист?

Дуальность, на мой взгляд, присуща многим людям, у большинства же личин гораздо больше. Попытка отыскать цельную душу, не изуродованную социумом или внутренними страстями, боюсь, обречена на провал. Само общество настраивает нас на некое раздвоение себя, когда мы вынуждены одеть маску вежливости, чтобы прикрыть раздражение на коллегу или родственника, или отправиться на ненавистную, но прибыльную работу, вместо того, чтобы рисовать себе прелестные акварельки в саду у своего дома.

По сути, что уж такого страшного совершил Герой? Переводил слепцов через дорогу, чтобы потешить свое тщеславие? Менял женщин, чтобы подтвердить свою исключительность? Господа, нам придется осудить слишком много граждан с подобными «преступлениями».

Я не хочу сказать, что все люди плохи, но и чистого «агнеца» отыскать довольно сложно, по крайней мере среди тех, кто способен открыто заглянуть внутрь себя и признать не всегда светлые мотивы своих поступков.

Да и сам Герой считает, что в общем-то судить его и не за что, разве что за похищенную картину, но укрытие похищенных шедевров мало у кого находит яркий отклик, поскольку мало кто имеет столь интересный жизненный опыт. А вот лицемерие, прелюбодейство и вознесением своего эго на пьедестал практикуют многие, ну или все, хорошо, почти все. Ведь самоуничижение в какой-то мере тоже поклонение своему эгоцентризму, а измерить адекватность восприятия своего «Я» в принципе не представляется возможным.

Исходя из этого неверно считать, что Герой раскаивается в ошибках своей молодости, он просто отыскал более изощренный способ подкармливать свое тщеславие и гордыню, чувствуя не только симпатию собеседника, но и даже некую демоническую власть над его мыслями и чувствами.

Пара слов о тексте

Книга очень короткая, но времени на ее чтение будет потрачено больше, чем кажется в начале. Это очень насыщенный текст, который держит в постоянном напряжении. В нем нет лишних сюжетов и все повествование строится на воспоминаниях Героя, которое он посчитал нужным нам рассказать.

Несмотря на малый объем, изобилие ярких иллюстраций эгоцентризма Героя (слепцы, собака и немец, брошенные женщины) производят очень сильное впечатление — это действительно глубокие и многогранные метафоры, выраженные в нескольких предложениях.

Многогранная — это тот эпитет, который бы хотелось приписать данному произведению, поскольку исходя из своего жизненного опыта, уровня эмоционального и психологического развития, каждый Читатель, вернее собеседник Жана-Батиста, увидит свое «Я». А оправдать Героя или заклеймить его преступником каждый из нас решает для себя сам.