Найти тему
Литературный Диалог

«Погребенный великан». Когда память лучше закопать поглубже

«Погребенный великан» Кадзуо Исигуро
Когда память лучше закопать поглубже

Невозможно помнить только хорошее, хотя память и старается со временем трансформировать негативные воспоминания и сделать их менее травмирующими в настоящем, но для этого многогранного процесса требуется время. Время – именно оно является главным героем книги. Осязаемые моменты прошлого, сохраненного в памяти, которая по негласному решению рыцарей круглого стола была стерта и захоронена, причем настолько глубоко, что ее гробовой холм требуется обходить стороной.

«Погребенный великан» - очень странный роман-притча, напичканный сказочными и историческими персонажами. В котле повествования варятся король Артур, рыцари, издыхающие драконы и все это сдобрено недосказанностью и щепоткой домашней магии. Не скажу, что мне по вкусу такая уха, впрочем, если говорить в целом о книге, о ее прочтении я не сожалею.

Трудно простить, когда не помнишь, за что просят прощения

Канву повествования составляет путешествие престарелой семейной четы, которая отправляется к сыну в деревню, однако, автор вполне однозначно дает понять, что сына они не найдут. Помножив это на недомогание Беатрис и ее беседу с черной старухой, мы понимаем, что собственно она идет умирать, а он сопровождает ее с четким намерением отправиться следом за женой, дабы никогда не разлучаться.

Супруги относится друг к другу с глубокой нежностью, но каждый день для них фактически первый, потому что прошлое для них сокрыто за туманом, и лишь иногда его проблески показывают нам, что эта супружеская идиллия не существовала вечно.

Роман наполнен довольно неоднозначными моментами, которые можно трактовать по-разному, а можно не трактовать никак – ибо идей, что бы это значило, просто не возникает. Например, лично для меня, эпизод с эльфами и старухой, пытающимися похитить Беатрис из корзины, остался неразгаданным, я не поняла, что автор имел в виду и для чего выбрал подобные образы. Возможно, это опять же был очередной намек на то, что Беатриса смертельно больна, но не ясно, для чего это повторять уже в десятый раз.

Интересная ситуация с первым лодочником, который показался нам ну почти злодеем, оставившим вдову коротать определенный ей век в одиночестве и в страданиях по мужу, хотя уже здесь автор показывает нам, что лодочник испытывает искреннее сочувствие к этой старухе. Так не добровольно ли она не отправилась на лодке за своим супругом?

Концовка предсказуема, но то, как она обыграна, достойно внимания. Как великую любовь разрушило одно воспоминание, даже не прочувствованное и не понятое самим участником событий до конца, и как просто Аксель уходит от цели своего столь долгого путешествия. Ведь дракониха мертва и великан вот-вот проснется, а судя по его размером последствия его пробуждения будут колоссальными.

Мы будем мстить, пока не забудем

Тема памяти/коллективной памяти и ненависти/народной ненависти красной нитью проходят через весь текст. Мы постоянно видим противопоставление двух народов, которые не просто живут бок о бок, но уже перемешались между собой за то время, пока память их мирно погребена рядом с небольшой деревней.

Размышления о верности единоличного решения погрузить мир в беспамятство водят повествование по кругу. Кто-то помнит больше, кто-то больше понимает, но последствия возвращения кровавой истории невозможно представить.

Что лучше, жить в хмари и мире, или помнить все и враждовать? Что ж, нам описали 30 лет мира, Аксель остался среди живых, чтобы узреть, чем обернется пробуждение великана, олицетворяющего все, что устроил и он сам много лет назад.

Вялотекущая история о важности принять и хорошее, и плохое

Полагаю, что людям, привыкшим к более подвижному и красивому слогу, как я, будет довольно сложно читать про мертвых великанов, престарелых рыцарей, беседующих с конями, эльфов, нападающих на пожилых женщин, странствующих в корзинах… Однако, я считаю, что автор поднял значимые темы, актуальные для современного человека.

Тема плохого мира, который лучше доброй войны. Тема супружества, где за многие годы случается и счастье, и горе. Тема выбора, как реагировать на прошлое, и какое значение предавать воспоминаниям. Жертвовать ли ради плохого вчера, счастливым завтра, только потому, что кажется, что простить невозможно.

Для меня «Погребенный великан» странно написанный, но довольно многослойный роман, я бы даже сказала, что это в некотором роде «старческая» книга, ибо раскопки могилы своей памяти обычно начинают уже в солидном возрасте, подводя итоги своей биографии и делая ревизию своих воспоминаний.

Резюмируя, я бы сказала, что это невозможно скучно читать, какие-то главы будто дублируются и растягиваются до бесконечности, но сам посыл книги на меня произвел более чем положительное впечатление, хотя через тот текст, в который он облачен, проберется далеко не каждый Читатель.