Вот уже третью неделю в Санкт-Петербурге стоят апрельские погоды. Облачность опустилась к крышам, окутав мансарды домов серым влажным дыханием. Солнца не видно двадцатый день. Истинно Петербургская погода. Всё в каплях то ли дождя, то ли тумана, то ли того и другого вместе. Город приготовился к зиме, а она всё не приходит, заблудившись по дороге то ли в Приозерске, то ли вообще за Ладогой, где ни будь в Лахденпохье.
Состояние «всемировой меланхолии». Время суток не разобрать. Утро, день и вечер вымазаны одной серой краской. Решил пройтись по Петроградской стороне. Выбрал себе Большую Зеленина. В голове отчего то крутятся строки:
«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь – начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.»
Под стать погоде, наверное… . Иногда со мной так бывает. Ни с того, ни с сего вдруг накатит светлая грусть и хочется куда-то идти, воображая, что думаешь о чём-то высоком, на худой конец о чём-то умном и нужном. Но это не правда. В такие моменты моя голова пуста как барабан!) Видимо требует отдыха.) Ноги идут, глаза видят, а мыслей ноль! Это как спать на ходу, на марше в строю. Никогда не приходилось?)
Хотел рассказать вам о Большой Зелениной. Что бы было занятно и не скучно и как всегда немного познавательно. Исключительно для расширения кругозора. И не выходит. Ещё не начал, но «воды» вам уже изрядно налил). Поклон вам за терпение. Зато вы уловили моё настроение, серое, как и мои фотографии, как и мой город сегодня.
Итак Большая Зеленина. Улица, соединяющая Малую Невку с Петропавловской крепостью.
В своё время была сооружена исключительно для военных нужд. Строилась вместе с рождением города (1709-е годы). Всё просто и логично. Дело в том, что для стрельбы нужен порох. Пороховой завод, переведённый из Москвы, разместили в месте слияния реки Карповки и Малой Невки. Так вот, первоначально как завод, так и дорога назывались «зелейными» - по этой дороге, зелье (порох) доставляли в крепость.
В 1801 году завод закрыли, землю пожаловали придворному гардеробмейстеру Геслеру. С 1777 г. улица называлась просто Зелейной, с 1798 г. — Большой Зелейной. На плане 1828 г. улица обозначена как 1-я Большая Зелейная улица. К середине XIX в. слово «зелье» забылось. Улица из Большой Зелейной превратилась в Большую Зеленую, а с 1849 г. — Большую Зеленину улицу. Название «Зеленина» связывалось с понятием о зелени. Жители считали, что этим названием улиц обязана находившейся на ней зеленой роще.
Очень похоже, как в финале фильма «О бедном гусаре замолвите слово», один из героев повествует: «… как-то сама собой из моей старинной фамилии Мерзляев, вдруг исчезла буква «л»! Так, что я и потомки мои, теперь именуемся Мм.., Мм..мер..зя.. - не могу произнести».))
В связи с популярностью соседнего Крестовского острова в 1850 г. его соединили с Большой Зелениной улицей деревянным Петербургско-Крестовским мостом. По воспоминаниям современников, Большая Зеленина улица стала самой оживленной магистралью в этой части города. Иногда улицу называли Мостовой. Встречается наименование «Большая Наличная Колтовская улица».
Начиная с 1861 г. улица начала застраиваться каменными домами. Строительство усилилось в начале ХХ в. Из существующих домов в настоящее время 31 дом построен до 1917 г.
Самым распространенным транспортом на улице была конка, ходившая от Адмиралтейской площади до Крестовского острова. В 1920-е гг. трамвайный маршрут связал Крестовский остров с центром города.
Часть территории бывшего порохового завода в 1876 г. отошла под газовый завод, построенный английским акционерным обществом для освещения газом Петроградской и Выборгской сторон. Другую часть отвели под лесную биржу и лесопильный завод купца Ф. Я. Колобова.
К сегодняшнему дню, фасады всех домов по Большой Зеленина, приведены в порядок. Очень хорошо, что с улицы убрали трамвай. Стало гораздо тише и чище. Прогуляться стало значительно комфортнее, чем в былые годы.