Поговорим о персонажах советского кино, которые лично у меня вызывают дрожь физиологического отвращения.
Главные злодеи такую эмоцию рождают не часто. Поскольку главный злодей, - это, как правило, сильная, харизматичная личность. Если брать мульты, то я спокойно отношусь к тигру Шер-Хану, а вот шакала Табаки так и тянет пнуть ногой.
Список глубоко личный, как песня Высоцкого «Я не люблю», но с удовольствием выслушаю, кто именно из персонажей советского кино противен вам.
Оговорюсь, что речь идет о ПЕРСОНАЖАХ И ТОЛЬКО ПЕРСОНАЖАХ, А НЕ ОБ АКТЕРАХ, КОТОРЫЕ ИХ СЫГРАЛИ.
Еще раз: речь идет о ПЕРСОНАЖАХ И ТОЛЬКО ПЕРСОНАЖАХ, А НЕ ОБ АКТЕРАХ, КОТОРЫЕ ИХ СЫГРАЛИ.
Рейтинг составлен по принципу жизненной хронологии: какой персонаж я возненавидел раньше, тот первее.
Большинство эмоций идет из детства, ибо чистый, незамутненный разум способен воспринимать кино взаправду и переживать всерьез. Детство также не всегда может дать моральную оценку героям и оценивает их по внешности. А еще, что закономерно, в детских впечатлениях много героев сказок.
1. ФАННИ КАПЛАН, СЫГРАННАЯ НАТАЛЬЕЙ ЕФРОН В ФИЛЬМЕ «ЛЕНИН В 1918 ГОДУ» (1939)
Фанни Каплан, стрельнувшая в Ленина, когда он так мирно беседовал с рабочими, стала первым персонажем, которого я невзлюбил. Смотря в детстве фильм «Ленин в 1918 году» я с ужасом ждал момента, когда спрятавшаяся за машиной тетка пальнет в вождя из револьвера, а когда за ней гнались орал: «Лови! Бей ее!»
Став взрослым, я подумал, - а не было ли это следствием пропаганды? Пересмотрел фильм, - нет, не было. Ефрон постаралась, изобразив Каплан зловещей мегерой, лишенной всего женского.
2. ДУРЕМАР, СЫГРАННЫЙ СЕРГЕЕМ МАРТИНСОНОМ В ФИЛЬМЕ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» (1939)
Сейчас я понимаю, что это гротеск в стиле Эраста Гарина, но в детстве длинноносый, суетливый, связанный с грязным болотом, жалкий приспешник Карабаса Барабаса вызывал не смех, а желание поганца как следует прибить.
А вот более поздний Дуремар, которого сыграл Басов в экранизации Нечаева почти денди.
3. КВАК, СЫГРАННЫЙ ГЕОРГИЕМ МИЛЛЯРОМ В ФИЛЬМЕ «МАРЬЯ-ИСКУСНИЦА» (1959)
Милляр сменил в фильмах Роу много масок разной нечести, но приспешник царя Водокрута получился у него особливо отвратительным. Страшненький подлиза, лысенький, худенький, да еще зеленого цвета. Тьфу!
При этом, я совсем не помню, совершает ли Квак какие-то подлые поступки. В данном случае всё решает внешность и лизоблюдство.
4. АБАЖ, СЫГРАННЫЙ АРКАДИЕМ ЦИНМАНОМ В ФИЛЬМЕ «КОРОЛЕВСТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ» (1963)
Еще одно земноводное. Да, Анидаг (гадина) страшна, а Абаж (жаба) противен. Зеленокожий с бородавками Абаж, тем не менее, претендует на главную роль в государстве. Бр-р-р…
5. ТЁТКА, СЫГРАННАЯ ВАЛЕНТИНОЙ ВЛАДИМИРОВОЙ В ФИЛЬМЕ «БЕЛЫЙ БИМ, ЧЕРНОЕ УХО» (1977)
Завершает детские впечатления злая тетка, сдавшая собачникам Белого Бима, Черное ухо. Сколько слез пролито из-за этого не сосчитать. Лично я плакал навзрыд. Плакал и мой брат, говоря, что если бы встретил эту тетку, то «ударил бы ее ногой так, чтоб упала». Дети вообще жестоки. Но по отношению к таким взрослым жестокость оправдана.
В отрочестве я презирал всех, кто мог унизить мои отношения с полом противоположным.
6. АЛЕВТИНА ВЛАСЬЕВНА, СЫГРАННАЯ ВАЛЕНТИНОЙ ТЕЛЕГИНОЙ В ФИЛЬМЕ «ДЕЛО БЫЛО В ПЕНЬКОВЕ» (1957)
Старая дрянь, которая поломала молодые жизни, подговорив самолюбивую дуру отравить соперницу в любви. Отравление сорвалось, но узнав о нем, главный герой запер самогонщицу в подполе и получил тюремный срок.
Валентина Телегина изобразила стяжательницу и коварную сплетницу, о которой буквально нельзя сказать ни одного хорошего слова. Самое главное, что раньше подобного добра в виде бабушек у подъезда было завались, а где-то в 1990-ые они повывелись. Но перед этим попили немало крови у меня и девушек, с которыми я стеснительно гулял.
7. СИРОТИН, СЫГРАННЫЙ АЛЕКСАНДРОМ ЯНВАРЕВЫМ В ФИЛЬМЕ «ДВА БИЛЕТА НА ДНЕВНОЙ СЕАНС» (1967)
Быдляк, который шантажирует девушку интимными фото и бьет ее, не достоин называться человеком. Сиротин единственный персонаж из списка, который сперва кажется парнем не без обаяния. Но лицо свое он показал достаточно быстро.
Мое отвращение к Сиротину подпитывалось бессилием. Я сознавал, что в случае стычки не смогу защитить девушку и навалять ему, как герой Збруева. А ведь Сиротин, помимо всего прочего, избивает жениха Инки-эстонки, прежде чем показать ему откровенные фотки.
В зрелости я возненавидел подсиживания, закулисную возню и умение некоторых плюнуть на спину.
8. ПАВЕЛ СМЕРДЯКОВ, СЫГРАННЫЙ ВАЛЕНТИНОМ НИКУЛИНЫМ В ФИЛЬМЕ «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ» (1968)
В Павле Смердякове нашел воплощение ненавистный мне типок маленького человечка, который пыжится стать большим. Желание это настолько его жрет изнутри, что Смердяков готов убить своего физиологического отца.
Никулин играет провинциального пошляка с его представлениями о «красивой жизни». Припомаженные волосики, гитарка и «холёсенькие» песенки. Лакей, мечтающий стать барином, отвратительнее просто лакея.
9. РОМАШОВ, СЫГРАННЫЙ ЮРИЕМ БОГАТЫРЕВЫМ В ТЕЛЕФИЛЬМЕ «ДВА КАПИТАНА» (1976)
Я всегда выступаю за честную, конкурентную борьбу и когда сталкиваюсь со сплетнями, науськиваниями, гадливыми словами буквально шалею.
Потому и противен мне Ромашов, шантажирующий отчима любимой девушки и не останавливающийся ни перед чем, чтобы убрать с дороги соперника. Подлый, гадкий, а, главное, мелкий, беспринципный чел.
10. ВАЛЕРИЙ ПЕРЕВОЗЧИКОВ, СЫГРАННЫЙ ИГОРЕМ СТАРЫГИНЫМ В ФИЛЬМЕ «ВПЕРВЫЕ ЗАМУЖЕМ» (1979)
Провинциальный Митрофанушка хочет завоевать Москву и пролезть в искусство, не имея для этого таланта вообще. С одной стороны шатающиеся без работы бездари вызывают жалость, но пообщавшись с этим народом вволю я усвоил, - сами они не жалеют никого. Громадный эгоцентризм внушает: «Мне все позволено» и «Мне все завидуют и мешают».
Валерий Перевозчиков «сделает» молодую дурочку, обеспечив себе московскую жилплощадь, а ей разочарование в людях.
Таковы мои варианты «отвраток», но и ваши я рассмотрю с удовольствием.