Политическая мифология является атрибутом иерархически организованных социальных систем. Сохранение мифа и его новая интерпретация (трансляция) является необходимым условием легитимности вновь возникающего политического режима. Яркие примеры трансляции политических мифов можно наблюдать на этапе трансформации Римской Империи в варварские королевства Европы.
В качестве примера рассмотрим регулярное упоминание (облаченное в самые различные формы) о справедливом правлении в посланиях Флавия Кассиодора, котрое заставляет заподозрить автора в мифотворчестве.
В тексте сборника Variae первое упоминание о такого рода правлении встречается в послании короля Теодориха римскому императору Анастасию, составленном Кассиодором:
«Посему, благочестивейший принцепс, согласуется с Вашим могуществом и честью, чтобы мы искали согласия с Вами, от чьей любви мы настолько преуспели. Вы являетесь прекраснейшим украшением всех королевств, Вы – спасительный оплот всего мира, к которому по праву обращены взоры прочих властителей, которые находят в Вас нечто исключительное, – мы более всех (их), с божественной помощью изучив в Вашем государстве, как править римлянами в соответствии со справедливостью».
В приведенном фрагменте обращает на себя внимание используемое автором выражение «правление в соответствии со справедливостью» (aequabiliter imperare), – сходные сентенции присутствуют в составленном Кассиодором послании королевы Амаласвенты сенату города Рима, в котором восхваляется «книжное знание» (eruditio litterarum), «которое превосходно улучшает природное достоинство»:
«Там разумный найдет, как стать мудрее; воин узнает, как укрепить доблесть души; а правитель получит знание, каким образом управлять народом в соответствии со справедливостью (sub aequalitate)».
Принимая во внимание то, с какой настойчивостью Кассиодор подчеркивал в своих посланиях сходство между образом остготских правителей и римского императора, становится очевидно, что упоминаемое им правление «в соответствии со справедливостью» является частью модели государственного управления, которое соответствует в представлении Кассиодора традициям римской государственности.
Многочисленные состаляющие мифа справедливости (древняя свобода, римские нравы, оставленное варварство) становятся в работах Кассиодора формой для нового означаемого – «возрождение империи под властью остготов». При этом столь ярко проявленная адресность мифа однозначно обращает на себя внимание – миф ищет своего потребителя в римской (романизированной) среде.
______________________
Сергей Санников - кандидат исторических наук, научный сотрудник лаборатории семиотики и знаковых систем НГУ
______________________