Настал тот момент, когда вы пришли к решению по каким-либо причинам (например, с целью улучшения жилищных условий или раздела имущества) продать квартиру, владельцем которой вы являетесь. Давайте рассмотрим, что нам потребуется для осуществления сделки по продаже недвижимого имущества.
Идеальный объект для продажи - это квартира в которой никто не прописан, отсутствует обременение, один собственник и во владении она находится более трёх лет, право собственности получено на основании первичной приватизации или договора купли-продажи. Предположим, если у квартиры несколько собственников, то потребуется согласие их всех, а договор купли-продажи на такой объект придётся заверять у нотариуса в присутствии всех собственников. Но предположим, что у нас самый простой вариант, с одним собственником. На первом этапе, ещё до начала поиска покупателя, необходимо заблаговременно подготовить пакет документов, чтобы быть готовым к проведению сделки, на тот случай, если покупатель вдруг найдётся очень быстро, вы уже будет полностью готовы к продаже и не потеряете его из-за бюрократических проволочек.
Итак, что включает в себя стандартный пакет документов для продажи квартиры:
1. Гражданский паспорт собственника квартиры. Потребуется на всех этапах продажи, без него никуда.
2. Выписка из ЕГРН. Можно заказать на сайте Росреестра. В ней указан собственник недвижимости, на основании чего возникло право владения и существуют ли обременения.
3. Документ, на основании которого вы получили квартиру. Чаще всего договор купли-продажи, договор передачи, дарения, ренты и т.п. Если нет оригинала, то дубликат заказывается из архива Росреестра.
4. Техпаспорт БТИ. Чтобы удостоверится в отсутствии незаконных перепланировок. Если в наличии нет плана БТИ, то можно заказать через МФЦ.
5. Письменное согласие супруга/супруги. Если продаваемая квартира приобреталась в браке, то необходимо заверенное у нотариуса согласие второй половины, в противном случае, такая сделка может быть оспорена несогласным с продажей мужем/женой.
6. Выписка из домовой книги и справка об отсутствии задолженности по квартплате. В выписке указывается собственник квартиры, имеются ли прописанные граждане. Получить выписку можно в управляющей компании, которая обслуживает дом у паспортиста или через МФЦ, если паспортиста нет. Срок действия выписки 30 дней. Она может быть просрочена за время поиска покупателя, поэтому рекомендую брать её поздней, уже непосредственно перед выходом на сделку, так же как и справку об отсутствии задолженности по квартплате, так как за время поиска покупателя долг может вновь накопится. По поводу квартплаты есть один нюанс - вся задолженность за услуги ЖКХ закрепляется за старым собственником, начислится на него до даты передачи объекта новому собственнику и тут от обязательств никак не увильнёшь, а вот оплата за капремонт, начисляемая с квадратного метра, не привязана к собственнику, а к конкретной квартире, поэтому, если не проверить задолженность по этому виду платежа, то она достаться новому собственнику на правах владения и уже ему придётся оплачивать накопленный старым владельцем долг, если таковой имеется.
Это основной список документов, как видно, он не столь уж велик и сложен, чтобы не справится самому. Также в некоторых случаях может потребоваться ещё ряд документов
- Согласие опекуна или органов опеки. В том случае если у собственника есть опекун или один из владельцев несовершеннолетний
- Справка из психо-неврологического диспансера о том, что собственник вменяем. Часто требуют при ипотеке или если продавец - сильно пожилой человек.
Вот, пожалуй, и весь список необходимых документов, который нам понадобится для продажи квартиры. А в следующей нашей статье мы поговорим о самом сложном, творческом и непредсказуемом этапе - поиске покупателя квартиры.