Найти тему
Zames Media

«Скорая» немощь

Оглавление

Экстренную медицинскую службу медленно, но верно передают в частные руки. В следующем году на Урале «скорая помощь» будет отдана предпринимателям. Официально это преподносится так: автомобили экстренной службы вместе с водителями предоставит в аренду пермская компания «Феникс-Логистика». Работа этого подрядчика в Прикамье уже вызвала серьезные нарекания. Медики убеждены, что это первый шаг к уничтожению государственной службы «скорой помощи» во всей стране. Однако государству идея, похоже, по душе.

Согласно новой схеме, частная «скорая помощь» будет работать сразу в нескольких свердловских городах. Помимо Екатеринбурга, на неё перейдут Каменск-Уральский и Первоуральск. При этом подрядчик во всех трёх городах один — аутсорсинговая компания «Феникс-логистика». Ее бенефициар пермский бизнесмен Евгений Фридман, активно инвестирующий в частную медицину.

С компанией Фридмана заключат контракт по начальной цене около 113,6 млн руб. (это стоимость почти 300 тысяч машино-часов). Договор подписывается на срок с 1 февраля 2020 года по 31 марта 2021 года. Автомобили будут эксплуатироваться сразу на пяти подстанциях «Скорой помощи» в Екатеринбурге.

Ранее в интервью пермским СМИ Фридман заявлял, что считает целесообразным полностью передать «скорую помощь» на аутсорсинг. В частности, он отмечал, что «задача главного врача — организовать медицину».

«Там, где аутсорсинга нет, главный врач является держателем парка. У него есть заведующий гаража. Случилось ДТП или серьезная поломка, он каждую процедуру должен проводить через конкурсы, тендеры. В рамках этих процессов возникает момент, связанный с удорожанием», — сбивчиво и немного мутно объяснял Фридман.

Фридман также привел данные, согласно которым парк «Скорой помощи «в России изношен на 50–60%, по этой причине «его нельзя эксплуатировать, он больше будет стоять, чем ездить». «Проблему надо решить или выделением денег в регионы или привлечением бизнеса в формате аутсорсинга», — уверен коммерсант.

Убить «скорую»

«Скорая помощь» по аналогичной схеме уже работает в Пермском крае. Однако там всё далеко не безоблачно: например, в 2016 году водители угрожали забастовкой из-за задержек зарплаты. По данным СМИ, последняя коллективная жалоба поступила прокурору Прикамья буквально в начале месяца. По некоторым данным, общий долг перед нанятыми работниками в Перми превысил 10 млн рублей.

Впрочем, сам Фридман большой беды в протестах не увидел. Он объяснил, что в компании с водителями работают как с индивидуальными предпринимателями. По словам коммерсанта, это было сделано, чтобы мотивировать их работать и дать возможность больше зарабатывать. «Коллектив большой. Только в Перми работают больше 300 человек. Конечно, есть 5–10% людей, которые не всегда довольны, шушукаются, бубнят. Идеальным для всех не будешь», — рассказывал он.

Впрочем, дело не только в водителях, утверждает источник в профсоюзе «Фельдшер.Ру». «Передача «скорой помощи» на аутсорсинг – давняя мечта государства. Это тот самый случай, когда баба с воза – кобыле легче. «Скорая» — совершенно убыточное предприятие, государству от неё только головная боль. Все последние годы мы наблюдаем планомерное уничтожение службы, особенно в регионах», — пояснил собеседник Zamesа.

По словам пессимиста из «Скорой», врачам и фельдшерам экстренного подразделения регулярно срезают зарплату: «Это делается под различными предлогами: вводятся штрафы, избежать которых зачастую невозможно. В итоге люди вынуждены пахать за две ставки, получая при этом 25-30 тысяч рублей. Работа адская, неблагодарная. При этом государство делает всё для того, чтобы убить «скорую». Передача её в руки частникам – вполне логичный в такой ситуации шаг».

Депутат Госдумы Дмитрий Ионин уже заявил публично, что «все попытки коммерциализировать медицину неправильны и приводят к ее развалу».

«Нужно прямое бюджетное финансирование… Появление частников в «скорой помощи», по сути, просто добьет систему, которая сейчас недостаточно эффективна, но еще работает. Желание медицинских чиновников обогатиться на всем, на чем возможно, приводит даже не к оптимизации, а к утилизации медицины», - сказал Ионин.

Частники наступают

Между тем, уральцы идут в наступление. Частная «скорая помощь» может появиться и в Ульяновске. Переговоры об этом идут уже давно. Как и в Перми и Екатеринбурге, в истории вновь фигурирует Евгений Фридман. В минувшем июне в ходе Петербургского международного экономического форума губернатор Ульяновской области Сергей Морозов подписал дорожную карту реализации концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации лечебного корпуса со стационарным отделением скорой медицинской помощи в Ульяновске. Объем инвестиций составит 1,4 миллиарда рублей.

«Благодаря этому проекту мы сможем не только повысить качество медицинской помощи, но и выйти на экспорт медицинских услуг», — отметил глава региона. В августе 2018 года Морозов сообщал, что на базе областного клинического центра специализированных видов медицинской помощи имени заслуженного врача России Е.М. Чучкалова построят новый лечебный корпус со стационарным отделением. Объем инвестиций составит 1,2 миллиарда рублей. Однако пока эти планы не реализованы и скорее лишь являются мечтами. Тем более, компания, с которой связаны данные проекты, похоже, переживает далеко не лучшие времена.

Птенец пермского «бизнес-инкубатора» Евгений Фридман больше похож на пациента, чем на доктора.
Птенец пермского «бизнес-инкубатора» Евгений Фридман больше похож на пациента, чем на доктора.

«Феникс-Менеджмент», который связывают с Фридманом, проиграл тяжбу с ульяновскими налоговиками, которые требовали взыскать с компании четырёхмиллионный долг по НДС. Юристы Фридмана утверждали, что фирма оказывает медицинские услуги, которые не облагаются налогом, однако ФНС удалось доказать, что услуги на самом деле являются транспортными. Позднее решение подтвердил 11-й арбитражный апелляционный суд. Фактически это может стать прецедентом для других регионов.

Другой конфликт, связанный с компанией, произошел в Копейске (Челябинская область) – там водители жаловались на задержку зарплат и нехватку средств на топливо. После смены региональной и городской власти было принято решение разорвать контракт по соглашению сторон. В итоге «Скорая помощь» вернулась к прежней схеме работы. Однако областные власти были вынуждены в срочном порядке выделять службе новые автомобили.

Афера века

Экономист Сергей Барашков уверен, что при помощи подобных проектов государство зондирует почву. «Идея очень заманчива: содержать «Скорую помощь» в нынешних экономических условиях – серьёзное бремя. Особенно с учетом того, что подразделение занимается «непрофильной» работой – например, приезжает к человеку дать таблетку от давления или сбить температуру 37,3. Это очень дорогое удовольствие, и, давайте начистоту, сегодня государству оно уже не по карману», - отмечает эксперт.

По его словам, по сути, сегодня предпринимается попытка «обкатать» проект в ряде регионов: если он пойдет, то можно двигаться дальше: «Как бы то ни было, но совершенно очевидно, что «скорой помощи» в том виде, в котором она существует сегодня, скоро не будет».

Хотя сегодня в регионах налицо явный бойкот новой системы: против «частной скорой» не столь давно активно протестовали в Благовещенске и Уфе.

Серьёзные претензии к работе частников высказывались и в Кировской области. В 2016 году там заключили контракт на транспортный аутсорсинг с компанией «Эффективная система здравоохранения» до 2021 года. Его стоимость составила 526 млн рублей при уставном капитале ООО 10 тысяч рублей. Однако, как сообщалось, из-за некачественного оказания услуг через год контракт разорвали, компания выставила счет за издержки и упущенную выгоду – 380 млн рублей. Суд снизил его до двух миллионов.

Депутат Законодательного собрания Кировской области Сергей Мамаев называл произошедшее не иначе как «аферой века». «Деньги на оплату услуг идут из фонда ОМС, прибыль получают частные лица, качественное медицинское обслуживание – в минусе». – заявлял парламентарий.

В конце августа 2019 года на совещании с участием вице-премьера Татьяны Голиковой и министра здравоохранения Вероники Скворцовой президент Владимир Путин заявил, что в первичном звене здравоохранения провал. Тогда же он призвал пересмотреть подход к укреплению первичного звена, пояснив, что, несмотря на меры федерального центра, подхвата на местах не происходит. Президент поручил Минздраву и правительству до начала октября проанализировать систему, в том числе обратить внимание на зарплату медперсонала.

Судя по всему, выводы сделаны: медицину, похоже, решили отдать на откуп частникам.