Найти в Дзене
Пиппец

Отток мигрантов из России

В начале 2010-х годов тема борьбы с иностранными мигрантами была одной из самых популярных в российском массовом сознании. «Понаехали тут», работают за гроши и отнимают рабочие места у «местных».

Как быть когда, свои не работают, а гости из средней Азии и ближнего зарубежья ломят цены за свои услуги, цена-качества часто не соответствует заявленной.

В свежем выпуске «Мониторинга экономической ситуации в России» эксперты Института Гайдара показали, как миграционные реки, подпитывавшие Россию на протяжении более 20 лет с 1991 года, стремительно мелеют. Процесс идет по нарастающей с 2014 года — момента резкого ослабления рубля после «крымской весны», начала войны в Донбассе и санкционного противостояния с Западом.

Пример: Якутия, где недавно местные власти на волне скандала с изнасилованием якутки киргизским рабочим запретили мигрантам работать в ключевых сферах местной экономики. Работодатели Якутии готовы предложить зарплату в среднем на 70% выше, чем ожидаемый уровень соискателей. Причина — острый дефицит высококвалифицированных работников на рынке труда: машинистов, инженеров, технологов на предприятия добывающей промышленности.

Как только в Якутии начались погромы мигрантов, резко стало некому водить городской общественный транспорт. Но те же киргизские мигранты точно не были инженерами на предприятиях «Алросы». Они не отнимали высококвалифированные рабочие места у «коренных» жителей. Просто нет там таких специалистов среди коренного населения в достаточном количестве. Переезжать в Якутию из других регионов России квалифицированные кадры тоже как-то не торопятся.

Россия перестает быть лидером трудовой миграции на постсоветском пространстве потому, что перестает быть и экономическим лидером. Да, потенциал миграции из стран СНГ во многом исчерпан из-за того, что «все, кто хотел переехать, уже переехали». Но желающие непременно нашлись бы, если бы видели, что в России у них действительно больше шансов заработать. Резкий спад миграционного потока в Россию доказывает, что мы не вышли из экономического кризиса. И нам с вами от того, что некоторые «поуехали», лучше жить не стало.