«А, ты занимаешься продвижением.»
«А можешь мне настроить сайт так, чтобы там сами по себе клиенты приходили?»
«Подскажи мне пару фишек, чтобы стало клиентов миллион.»
Я не против всего этого, но пришло время познакомить людей с маркетингом. Что это такое и зачем он нужен.
5 заблуждений о маркетинге:
1) Маркетинг = продать то, не знаю что и подороже.
Соглашусь, что сама цель маркетинга – продать товар/услугу клиенту. Только нужную услугу. Ему нужную, а не вам. И маркетолог обожает клиента и его потребности. Он берёт руки, голову, ноутбук, хрустальный шар и выясняет что нужно самому важному человеку в продажах – клиенту. Что он любит, где он покупает, как покупает, по какой цене, какого цвета, запаха, вплоть до того как одеться продавцу.
Маркетолог знает проблему клиента и как её решить. Он ласково передаёт всё в отдел продаж или техническому специалисту, которые реализовывают его стратегию и тактики.
2) 1 маркетолог = универсальный солдат, который может всё.
Когда много задач требуется узкий специалист. Интернет-маркетолог разрабатывает стратегии продвижения в интернете, а smm, seo, таргетолог, специалист по контекстной рекламе реализуют эти стратегии. Он следит за ходом проекта, ищет подрядчиков по разработке сайта, вёрстке, дизайну, подбирает блогеров для продвижения, социальные сети. Исследует рынок, покупает рекламу и ещё много чего.
Набор функций маркетолога может быть разным: брендинг, разработка стратегии маркетинга в компании, привлечение и удержание клиентов, разработка новых товаров, маркетинговые исследования и много чего интересного. Поэтому 1 человеку справиться со всем, что происходит в компании – нереально. Где-то будет проседать.
3) Несколько фишек и ты на коне.
Здесь приведу шутку из Интернета (взято с Пикабу):
«Умер человек и попал на небо. Увидел там бога и спрашивает:
— Господи, ну почему у других было всё, а у меня ничего? Всю жизнь маялся в долгах и нищете. Ну что тебе стоило послать мне хоть немножко богатства?
А бог ему ответил:
— Я каждый день тебе слал «Уникальный способ разбогатеть без усилий», «Заработок в интернете за несколько часов» и «Реальный способ зарабатывать $5000 в неделю» — ты бы хоть раз по ссылке прошёл.»
Так вот, нет таких фишек, благодаря которым ты поймаешь синюю птицу за хвост. Нужно работать. Совместно работать с руководителем компании, строить стратегию и внедрять её, корректировать, менять курс или закрывать какие-либо направления. Не бывает достаточно одной фишки для мгновенного взлёта. По-крайней мере у меня ни разу не сработало.
4) «Зачем нужен маркетолог, ведь и так схавают»?
Сейчас покупатель диктует свои условия: продавцы предоставляют ему столько товаров и услуг, что он может и должен выбирать лучшее для себя. Задача компании – создать лучшее для потребителя. Это понимают не все руководители, отделы продаж или сотрудники компании: зачем продавать что-то лучше, если и так сойдёт? Для чего стараться, если «у нас всегда так работало», «куда ты лезешь, отойди». Кто-то должен выполнять минимальные функции маркетолога: директор, начальник отдела продаж или аутсорсинговая компания. Это важно. Без этого никакое ваше производство не нужно, потому что рынок хочет гайки, а вы производите бублики.
5) Маркетинг = продвижение.
Мой самый любимый пункт. 80% клиентов обращаются именно с такой формулировкой: «Ты там как-нибудь рекламу запусти и пусть к нам лиды сами идут» или «настрой нам рекламой входящий поток». После этого обычно начинаются долгие объяснения как это работает, и почему нельзя просто запустить рекламу и магическим способом привлечь людей.
В России умеют производить хорошие товары и оказывать качественные услуги. Однако совершенно не умеют их правильно позиционировать, думать наперёд (мы произвели, а как продать пусть решает маркетолог) и мыслить стратегически на 5, 10, 20 лет дальше.
Маркетинг учит планированию, системности и приучает любить клиентов, повышать их лояльность к компании или бренду. Заставляет всю команду заботиться о клиенте на каждом этапе работы. Если компания не думает о клиенте, не поддерживает и не выращивает его – то очень скоро станет на одну компанию меньше.
P.S. В статье указано личное мнение, основанное на личном опыте. Всех несогласных или согласных призываю к обсуждению))