Найти в Дзене

Армянские границы: как живут люди в Анипемзе

Оглавление

Анипемза — село на границе с Турцией на берегу реки Ахурян в области Ширак (когда-то Анийской области)… Звучит отнюдь не лирично — Ани и пемза: Ани — древняя столица армянского царства, город тысячи и одной церкви и… пемза — высокопористое природное вулканическое стекло или пористый трахитовый туф трасс, который используется в строительстве. Это место изрыто карьерами, но у него более интересная и богатая история, которую предстояло узнать нашей группе.

Анипемза в советский период славилась комбинатом по обработке камня, сюда приезжали на работу со всего Союза. В селе проживало 3500 человек, сейчас — 300. Мрачные казенные двухэтажные дома давно перешли в собственность оставшихся малочисленных жителей, некоторые из которых приезжают сюда из армянской столицы лишь на лето.

-2
-3

Во время резни армян в Западной Армении на этой территории оказалось много беженцев — поселились недалеко от своих деревень в надежде когда-нибудь вернуться. Но надежда умерла вместе с последними старожилами, которые с грустью посматривали на разрушенный Ани. Несколько лет назад умерла старушка со странным именем — Киш-Миш. Она родилась в 1914 году. Геноцид пережила грудным младенцем. Киш-Миш помнила рассказы родителей о турецком злодеянии, но говорила об этом редко. Часто выходила на огород и долго смотрела туда, откуда ее корни. Из старожилов в селе остался один Анушаван (1926 года рождения).

-4

Гюхапет (глава села) Арутюн Тарланян принял нас в своем кабинете сельского управления. Видно, что присматривается к нам, осторожно выбирает слова и пытается понять, по какой причине мы наведались в Анипемзу. Село до 1985 года было закрытой зоной, да и сейчас долгое пребывание обязательно привлечет внимание и у вас проверят документы, что Арутюн и сделал. У моих спутников не оказалось документов, кроме водительских прав. Но у них по лицу видно — армяне, что не скажешь обо мне. Протягиваю Арутюну паспорт РФ. Еще с Москвы осталась привычка — всегда при себе иметь документы. Гюхапет внимательно изучает, расспрашивает меня и предостерегает, если мы долго будем здесь крутиться, он вынужден будет позвонить «куда надо». Но я успеваю полюбопытствовать, откуда корни Арутюна. И тут его глаза загораются, он начинает рассказ, что его бабушка и дедушка из Карса, бежали в 1914 году, поселились, как и некоторые другие беженцы здесь, чтобы потом вернуться. Сам Арутюн родился в Анипемзе. 13 лет на должности управляющего селом, имеет пасеку, где мы его и застали, когда приехали в Анипемзу.

Прощаясь со строгим гюхапетом, я оставляю небольшую передачку для моего московского друга Арсена, уроженца Маралика, который сейчас занимается добычей туфа на границе. Встретиться с ним не удалось. В Анипемзе плохая связь, попадаешь в зону очень дорогого роуминга, приходят отнюдь непонятные предложения от турецких операторов.

В селе нет магазинов, одна лишь будка, в которой товары и продукты продаются за баснословную цену, но сельчане вынуждены покупать или записывать в долг.

Свинарник на границе:-)
Свинарник на границе:-)

Рядом с селом сохранились руины одного из знаменитейших памятников древней Армении – Ереруйкского храма, о котором сейчас мало кто знает в Армении. Храм находится у самой границы с Турцией и не всегда был доступен рядовому туристу.

-6

Ереруйк, который датируют IV в., построен на основании более древнего эллинистического храма, к которому вели шесть ступеней (числа, кратные трем, имели у эллинов сакральный смысл, поэтому в большинство храмов вели шесть ступеней), и по своей архитектуре отнюдь не похож на традиционные христианские армянские церкви. Это массивное прямоугольное здание с двумя рядами колонн внутри. «Ереруйкский храм поражает изысканностью пропорций, высокой культурой строительства, глубин воплощенного в нем архитектурного замысла, — говорят специалисты. — Стиль Ереруйкской базилики повлиял на позднейшие постройки V-VII вв. в Армении и перешел даже в страны христианского Средиземноморья». Все стены базилики выложены из местного туфа.

Поймала милого барашка)
Поймала милого барашка)

Известно, что храм основан князьями армянского владетельного рода Камсаракан. История этого рода идет от Карин-Пехлевидов - одного из семи великих домов Ирана, причисляемого к династии Аршакидов.

В прошлом году международная группа археологов во главе с Патриком Донабедяном начала исследования в районе базилики с целью, во-первых, выяснить точную дату строения, для чего были проведены раскопки захоронений, а во-вторых, исследовать целый комплекс строений, в том числе и подземных, которые абсолютно не изучены. Местные жители, среди которых есть и старожилы, предки которых бежали из Западной Армении и поселились в непосредственной близости с родными местами, чтобы потом вернуться, рассказывают, что базилика – это лишь малая часть, которую мы можем лицезреть, а есть еще подземные строения и ходы, ведущие в Ани. Два хода в храме, в которые они спускались, сейчас закрыты тяжелыми бетонными плитами – видимо, в целях безопасности, так как ходы могут обвалиться, и исключения нарушения нынешней границы и вылазок армян в Ани.

-8

В районе Ереруйка есть следы древних поселений, пещеры, а также дамба – здесь, якобы, было Шамирамское водохранилище, куда сбегались реки и из которого поливались сады. До сих пор там собираются весенние воды, а Ереруйк являет собой величие армянской архитектуры. И каждый армянин, попавший сюда, с тоской смотрит на Ани – утраченный город 1001 церкви.

-9

Ереруйкскую базилику вполне заслуженно предложили внести в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Елена Шуваева-Петросян

Туры по АРМЕНИИ со мной.

www.facebook.com/statustraveller

Viber, Watsapp: +79851789217