Остаётся непонятно, почему в разнообразных историях и легендах инструментом Дьявола и Смерти стала именно скрипка, да уже и не важно. Люди по своему невежеству что угодно могут сделать объектом как злопыхательств, так и почитания. Если же человек талантлив, то источник его способностей можно объяснить связью с нечистой силой. Когда в 1655 году в Лондоне выступал гениальный скрипач Томас Бальцар, оксфордский профессор музыки Джон Уилсон специально нагнулся, дабы удостовериться, что на ногах музыканта нет копыт. Иной раз музыканты преднамеренно распространяли мрачные слухи. Преуспел в этом "чёрном пиаре" Никколо Паганини. Сначала запускал "в народ" побасенку о якобы "своей одержимости дьяволом", потом во всеуслышание опровергал "клеветнические" домыслы, ещё больше усиливая их воздействие. Кроме виртуозного владения инструментом Паганини овладел искусством рекламы как никто другой. Свои сложнейшие сочинения он писал для себя. В те времена повторить их не могли, поэтому и окружали их мисти