Исследования проводились в рамках проекта «Медиатор», реализуемого Межрегиональным центром общественных инициатив «Северный Кавказ» при поддержке Фонда президентских грантов. В анкетировании приняли участие 500 человек.
1. Участникам опроса были названы различные виды СМИ. Предложено дать ответ: какие из них используются респондентами в повседневной жизни.
Наиболее часто используемые опрошенными жителями Кабардино-Балкарии СМИ – это телевидение (91,2%), социальные сети (72,6%), газеты (70,4%).
Средние позиции, с небольшим отрывом от лидеров, занимают интернет-сайты (68,6%) и радио (65,6%).
Ниже средних позиции - у мобильных приложений для получения новостей (46,4%).
Наиболее редко используемый источник получения новостей – журналы (25,4%). Однако все указанные СМИ пользуются определённой популярностью у жителей КБР и имеют свою собственную аудиторию.
2. Какой из перечисленных видов СМИ является для вас наиболее предпочтительным и пользуется вашим доверием?
Самые предпочтительные для жителей КБР медиаресурсы – это телевидение (69,8%) и газеты (66,8%). Данным СМИ участники доверяют больше всего.
В число предпочтительных СМИ для респондентов также вошли социальные сети (51,2%) и интернет-сайты (42,2%).
Остальные источники получения новостей пользуются меньшим доверием и по итогам опроса не набирают больше 10% от общего числа предпочтений:
- Мобильные приложения для получения новостей - 9,8%;
- Радио – 5,8%;
- Журналы – 2,4%.
3. Когда вы пользуетесь СМИ, какие темы публикаций вам наиболее интересны?
Больше всего респондентов из числа жителей КБР интересуют спортивные новости – об этом заявили 51,8% опрошенных.
Новости политики интересны для 48,8% от общего числа участников опроса. Этот показатель вступает в видимое противоречие с тем, что политикой интересуются в общей сложности 71% респондентов из числа жителей КБР. Отсюда можно сделать предположение, что политические новости, излагаемые в СМИ, не вполне удовлетворяют информационные потребности опрошенных.
Респондентам также интересны новости культурной жизни, обрядности, праздничные акции региона и сюжеты истории народов региона (35% и 31,2% соответственно) и новости, касающиеся собственных хобби (32,5%).
Меньше всего опрошенных интересуют бизнес-новости (22,6%), новости экономики (23%) и развлечения (18,6%).
4. Ваша характеристика сегодняшних новостей?
Абсолютное большинство респондентов охарактеризовали актуальную новостную повестку как позитивную – об этом заявили 93,4%.
Считают, что инфоповестка нейтральна – 5% опрошенных, что текущие новости агрессивны и вызывают беспокойство – всего 1,6%.
5. Находят ли, на ваш взгляд, проблемы граждан Российской Федерации отражение в федеральных (общероссийских) СМИ?
Абсолютное большинство опрошенных жителей Кабардино-Балкарии считают, общефедеральные СМИ отражают весь спектр актуальных проблем – 93,2% от общего числа.
Ответ «частично» выбрали всего 6,6% участников опроса. Отрицательные ответы составляют мизерное количество – 0,2%.
6. Освещают ли региональные и местные (городские, районные) СМИ проблемы жителей вашего региона?
Ситуация практически идентична показателям, полученным при ответах на предыдущий вопрос. Считают, что региональные СМИ Кабардино-Балкарии отражают полную проблематику, актуальную для жителей республики, подавляющее число опрошенных – 93,6%
Ответ «частично» предпочли 6,4% респондентов. Отрицательных ответов среди опрошенных нет.
7. Владеете ли вы другими языками народов Российской Федерации помимо русского?
Абсолютное большинство опрошенных (78,2%) помимо русского языка владеют другими языками народов РФ. Соответственно, не владеют такими языковыми возможностями 21,8% респондентов.
8. Пользуетесь ли вы СМИ, издаваемыми на языках народов Российской Федерации (помимо русского)?
Большинство опрошенных жителей КБР (63%) пользуются СМИ, издаваемыми на языках народов РФ (помимо русского). Соответственно, 37% участников опроса такими медиаресурсами не пользуются.
9. Достаточно ли в вашем регионе проживания СМИ, которые издаются на языках народов Российской Федерации (помимо русского)?
Большинство респондентов (62,4%) придерживаются мнения, что в регионе достаточно СМИ, издаваемых на языках народов Российской Федерации (помимо русского). 37,6% ответивших на данный вопрос придерживаются противоположного мнения.
10. Какова, на ваш взгляд, главная функция СМИ в России?
По мнению большинства респондентов (33%), обеспечение диалога между властью и обществом – главная функция СМИ в России.
Достаточно значимое число ответивших (29%) считают, что таковой является образовательная функция СМИ, а 16,6% респондентов – что медиаресурсы, в первую очередь, должны заниматься информированием общества.
Наименьшие проценты набрали ответы «обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления» (13,4%) и «формирование общественного мнения» - 8% от общего числа ответов.
Общие выводы:
- Наиболее часто используемые опрошенными жителями Кабардино-Балкарии СМИ – это телевидение, социальные сети и газеты.
- Самые предпочтительные для жителей КБР медиаресурсы – это телевидение и газеты. Данным СМИ участники доверяют больше всего.
- Больше всего респондентов из числа жителей КБР интересуют спортивные новости.
- Абсолютное большинство респондентов охарактеризовали актуальную новостную повестку как позитивную.
- Абсолютное большинство опрошенных жителей Кабардино-Балкарии считают, общефедеральные СМИ отражают весь спектр актуальных проблем.
- Считают, что региональные СМИ Кабардино-Балкарии отражают полную проблематику, актуальную для жителей республики, подавляющее число опрошенных.
- Абсолютное большинство опрошенных помимо русского языка владеют другими языками народов РФ.
- Большинство опрошенных жителей КБР пользуются СМИ, издаваемыми на языках народов РФ (помимо русского).
- Большинство респондентов придерживаются мнения, что в регионе достаточно СМИ, издаваемых на языках народов Российской Федерации (помимо русского).
- По мнению большинства респондентов, обеспечение диалога между властью и обществом – главная функция СМИ в России