Часть 1: Незнайки на Луне?
Чтобы ответить на вопрос полёта на Луну человека, посмотрим на современные технологии пилотируемого освоения космоса.
Рассмотрим на примере США.
С прекращением программы «Спейс Шаттл» в 2011 году, космическая сверхдержава США осталась без кораблей, способных безопасно отправлять астронавтов в космос, хотя бы на МКС. Главным фактором закрытия программы стала стоимость, которая в 2010 году превысила 770 миллионов долларов за 1 полёт шаттла. Подобные расходы США уже не могли нести, и были вынуждены закрыть программу, даже не предложив что-либо взамен.
В 2004 году НАСА приступило к разработке нового пилотируемого корабля, в том числе для замены «Спейс Шаттла» в рамках программы «Созвездие». Программа была обширной: это и создание сверхтяжёлой ракеты-носителя, и возращение пилотируемых полётов на Луну, и полёты на Марс, и т.д.
Однако, в 2010 году программа «Созвездие» была закрыта.
Главная причина – дефицит бюджета США.
Однако поняв, что они начинают терять компетенцию в освоении космоса, американцы всё же смогли найти финансирование и продолжить разработку пилотируемого корабля «Орион» и сверхтяжёлой ракеты-носителя – SLS.
На пороге 2020 год. Тот самый год из рекламы 1999 года про жизнь в 21 веке! В этом году США должны высадиться на Марс! А в итоге имеются сразу 3 проекта пилотируемых космических кораблей, которые всё никак не могут совершить свой первый пилотируемый полет. То есть, с завершением программы «Спейс шаттл», у США отсутствует пилотируемая космонавтика! И это у страны, которая отправила человека на Луну!
Если бы подобную мысль кто-нибудь высказал в 60 – 90 годах, его бы в лучшем случае назвали «дурачком».
Но почему так получается? Хороший пример - это попытка воссоздать недорогой и надёжный ЖРД J-2, используемый во второй и третьей ступени ракеты Сатурн-5. Программа с бюджетом в 1,2 млрд. долларов начата в 2007 году. На выходе должны были получить дешёвый, надёжный и мощный ЖРД J-2X для ракеты-носителя SLS и корабля «Орион». Результат программы воссоздания ЖРД J-2 – это её закрытие в 2013 году.
Полный провал, двигатель так и не сошёл со стендовых испытаний.
Сегодня мы имеем постоянно переносящие сроки пилотируемых пусков, сверхтяжёлая ракета-носитель SLS, способная вывести на низкую опорную орбиту 130-150 тонн полезной нагрузки должна была потеплеть ещё в 2017 году. В 2019 году запуск был перенесён на 2021 год.
А теперь сравните это с достижением прошлых лет.
На заре космонавтики как таковой, в 1961 году, инициирована программа «Аполлон», в 1967 году сверхтяжёлая ракета-носитель Сатурн-5 впервые стартует. В 1969 году 15-тонный лунный модуль прилуняется на Луну и человек делает свой первых шаг на поверхности другого небесного тела. Срок реализации – 8 лет.
Что сегодня сделано?
За 15 лет разработок НАСА до сих пор «Орион» не летает в пилотируемом режиме. А должен летать к Луне!
5 лет разработок и до сих пор SpaceX и Boeing не могут отправить в пилотируемый полёт астронавтов к МКС.
Почему сейчас невозможно повторить то, что было больше 50 лет назад? Ведь есть и опыт, и многочисленные исследования, и суперкомпьютеры. Да и деньги есть, по большому счёту!
Мозгов нету? Свободных ресурсов, первичной энергии?
Мне видится, дело в экономической целесообразности и целесообразности сегодняшнего освоения космического пространства, особенно отдельными странами.
Это исход многолетнего опыта эксплуатации орбитальных станций "Мир" и "МКС".
А что было тогда, в 1960-х? Об этом в следующей статье.
P. S. Ссылки на материалы находятся в группе Вконтакте!