Найти тему
Сергей Петров

где достать янтарное пианино?

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЯНТАРЯ  В  СОВРЕМЕННОЙ РЕСТАВРАЦИИ  ФОРТЕПИАНО. 
            При первом упоминании использования янтаря в музыкальных инструментах, вспоминаются       «легендарные     покрытия»    янтарными   лаками  мастеров фирмы «Страдевари».
Необычным оказался эксперимент по  использованию янтаря не только в качестве пропитки деревянных изделий, но и в качестве декоративных элементов. Работы проводились на базе лаборатории Института Янтаря и региональных ресурсов  (г.Калининград) в период сентябрь-декабрь 2008г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯНТАРЯ В СОВРЕМЕННОЙ РЕСТАВРАЦИИ ФОРТЕПИАНО. При первом упоминании использования янтаря в музыкальных инструментах, вспоминаются «легендарные покрытия» янтарными лаками мастеров фирмы «Страдевари». Необычным оказался эксперимент по использованию янтаря не только в качестве пропитки деревянных изделий, но и в качестве декоративных элементов. Работы проводились на базе лаборатории Института Янтаря и региональных ресурсов (г.Калининград) в период сентябрь-декабрь 2008г.
          Музыкальный инструмент – немецкое фортепиано «Th.Steglich .Wittenberg», был случайно найден в конюшне,   в пригороде г.Калининграда.  Фортепиано хранилось в плохих условиях и было предназначено для выброса. При первом взгляде было выражено сомнение в  дальнейшей возможности  использования его в качестве музыкального инструмента, и первоначально предполагалось использовать деревянные элементы в качестве интерьерных элементов.                  Сложным оказалась доставка инструмента (при  габаритах 1450х1280х680мм., обладал весом более 400кг.) Еще более сложным оказался вопрос очистки и избавления от характерного гнилостного запаха. Для очистки,  был использован оригинальный способ, заключающийся в обработке теплой мыльной водой, с одновременной сушкой и натиркой изготовленным составом из смеси янтаря с «церковным маслом». В результате поэтапной очистки были найдены клейма фабрик и мастеров (фото 2-4) и возможной даты изготовления 1889. ? После осмотра, было принято решение обратиться за консультацией к Калининградскому мастеру по настройке инструментов Пэрейма Ю.Ф. на предмет возможности использования фортепиано в качестве музыкального инструмента. Им было определено хорошее состояние деки, заменено 12 струн, подтянуты колки и дважды настроены струнные механизмы.
      Для  реставрации декоративных элементов, был предварительно изучен состав покрытий и состояние деревянных элементов, после чего были приняты  решения: 
1.	С учетом  того,  что в инструменте использовались различные породы дерева , элементы –балясины , резьба, декоры из красного цельного дерева, после спиртовой протирки от остатков шеллачного покрытия, были пропитаны и кальмотированы  составом на основе янтарной пудры (производства Института янтаря.ТУ 9158-001-44192851), воска и скипидара живичного. После чего, были тщательно заполированы.
2.	Элементы шпоновых вставок лицевых панелей, имеющие значительные повреждения, были заменены на   вставки размеров 250х250мм-2шт ,1000х250-1шт , 500х250мм-1шт. из материала «полиберн», (Статья2.)(ТУ5770-002-44192851-2001).
3.	С учетом использования в первоисточнике  декора шпона  из грапового корня,  нами был подобран состав янтаря крупных фракций +25мм и мелких  +3мм., после чего был колерован таким образом, чтобы вставки соответствовали текстуре грапа и декоров из красного дерева. (фото)  Эффект глубины и текстуры значительно усилился после использования дополнительной подсветки.
4.	 По причине значительного разрушения панелей с округлыми поверхностями, было принято решение сохранить шпоновое покрытие, путем шпаклевания утраченных фрагментов и выбоин реставрационной шпаклевкой фирмы  Holz-master,  на основе акриловых смол с древесной стружкой. 
5.	Для упрочнения поверхности  элементы клавишной крышки, и  создания «общей законченности» с янтарными элементами (они имеют полированную поверхность), после некоторых  колебаний, было решено использовать акриловые  гелькаутные покрытия производства Германии. (Обычно, при реставрации рекомендуется минимально использовать синтетические лаковые покрытия, чтобы максимально обеспечить первозданный вид инструмента, но в данном случае по причине отсутствия в Калининграде шпонового материала из Грапового корня и ветхости изделия,  была необходимость его упрочнить защитным слоем). Работы по покрытию гелькаутом были успешно проведены в мастерской ИП Каспаравичене (г.Калининград).
6.	 Конструкционные элементы,  которые были частично изьедены короедом и потеряли  оригинальное лаковое покрытие были пропитаны, зашпаклеваны и обработаны спиртовым составом с добавление дубильных веществ.
  
7.Клавишный механизм был предварительно разобран, смазаны направляющие стойки,                                                                                                                                                              заменены фетровые прокладки и некоторые деревянные элементы. Утраченные покрытия из слоновой кости (белые клавиши), были заменены на аналогичные, того же времени. «Выбеливать»  химическим способом клавиши отказались, и была произведена незначительная механическая обработка мелкозернистыми абразивами. Некоторые черные клавиши были склеены составом из крошки прессованного черного янтаря и полиэфирной смолы.
Музыкальный инструмент – немецкое фортепиано «Th.Steglich .Wittenberg», был случайно найден в конюшне, в пригороде г.Калининграда. Фортепиано хранилось в плохих условиях и было предназначено для выброса. При первом взгляде было выражено сомнение в дальнейшей возможности использования его в качестве музыкального инструмента, и первоначально предполагалось использовать деревянные элементы в качестве интерьерных элементов. Сложным оказалась доставка инструмента (при габаритах 1450х1280х680мм., обладал весом более 400кг.) Еще более сложным оказался вопрос очистки и избавления от характерного гнилостного запаха. Для очистки, был использован оригинальный способ, заключающийся в обработке теплой мыльной водой, с одновременной сушкой и натиркой изготовленным составом из смеси янтаря с «церковным маслом». В результате поэтапной очистки были найдены клейма фабрик и мастеров (фото 2-4) и возможной даты изготовления 1889. ? После осмотра, было принято решение обратиться за консультацией к Калининградскому мастеру по настройке инструментов Пэрейма Ю.Ф. на предмет возможности использования фортепиано в качестве музыкального инструмента. Им было определено хорошее состояние деки, заменено 12 струн, подтянуты колки и дважды настроены струнные механизмы. Для реставрации декоративных элементов, был предварительно изучен состав покрытий и состояние деревянных элементов, после чего были приняты решения: 1. С учетом того, что в инструменте использовались различные породы дерева , элементы –балясины , резьба, декоры из красного цельного дерева, после спиртовой протирки от остатков шеллачного покрытия, были пропитаны и кальмотированы составом на основе янтарной пудры (производства Института янтаря.ТУ 9158-001-44192851), воска и скипидара живичного. После чего, были тщательно заполированы. 2. Элементы шпоновых вставок лицевых панелей, имеющие значительные повреждения, были заменены на вставки размеров 250х250мм-2шт ,1000х250-1шт , 500х250мм-1шт. из материала «полиберн», (Статья2.)(ТУ5770-002-44192851-2001). 3. С учетом использования в первоисточнике декора шпона из грапового корня, нами был подобран состав янтаря крупных фракций +25мм и мелких +3мм., после чего был колерован таким образом, чтобы вставки соответствовали текстуре грапа и декоров из красного дерева. (фото) Эффект глубины и текстуры значительно усилился после использования дополнительной подсветки. 4. По причине значительного разрушения панелей с округлыми поверхностями, было принято решение сохранить шпоновое покрытие, путем шпаклевания утраченных фрагментов и выбоин реставрационной шпаклевкой фирмы Holz-master, на основе акриловых смол с древесной стружкой. 5. Для упрочнения поверхности элементы клавишной крышки, и создания «общей законченности» с янтарными элементами (они имеют полированную поверхность), после некоторых колебаний, было решено использовать акриловые гелькаутные покрытия производства Германии. (Обычно, при реставрации рекомендуется минимально использовать синтетические лаковые покрытия, чтобы максимально обеспечить первозданный вид инструмента, но в данном случае по причине отсутствия в Калининграде шпонового материала из Грапового корня и ветхости изделия, была необходимость его упрочнить защитным слоем). Работы по покрытию гелькаутом были успешно проведены в мастерской ИП Каспаравичене (г.Калининград). 6. Конструкционные элементы, которые были частично изьедены короедом и потеряли оригинальное лаковое покрытие были пропитаны, зашпаклеваны и обработаны спиртовым составом с добавление дубильных веществ. 7.Клавишный механизм был предварительно разобран, смазаны направляющие стойки, заменены фетровые прокладки и некоторые деревянные элементы. Утраченные покрытия из слоновой кости (белые клавиши), были заменены на аналогичные, того же времени. «Выбеливать» химическим способом клавиши отказались, и была произведена незначительная механическая обработка мелкозернистыми абразивами. Некоторые черные клавиши были склеены составом из крошки прессованного черного янтаря и полиэфирной смолы.
    В результате,  при незначительном вложении средств ( порядка 700-800евро), был восстановлен инструмент, заслуживающий  уважительного отношения. Следует добавить, что подобный инструмент, (вероятно трофейный) можно было увидеть в легендарном  Советском кино «Джентельмены удачи», на котором музицировал директор детского сада, в роли артиста Леонова.      Благодаря соединению технологий по использованию янтаря, мастерства и желанию, был восстановлен уникальный работоспособный инструмент, который надеемся, будет   радовать еще  не одно поколение.
В результате, при незначительном вложении средств ( порядка 700-800евро), был восстановлен инструмент, заслуживающий уважительного отношения. Следует добавить, что подобный инструмент, (вероятно трофейный) можно было увидеть в легендарном Советском кино «Джентельмены удачи», на котором музицировал директор детского сада, в роли артиста Леонова. Благодаря соединению технологий по использованию янтаря, мастерства и желанию, был восстановлен уникальный работоспособный инструмент, который надеемся, будет радовать еще не одно поколение.