«Сознательное и разумное манипулирование организованными привычками и мнениями масс является важным элементом в демократическом обществе. Те, кто манипулируют этим невидимым механизмом общества, составляют невидимое правительство, которое является истинной правящей силой нашей страны».
Эдвард Бернейс
Попытки манипулировать подсознанием других людей и связанным с ними поведением столь же стары, как и история человечества. В Древней Греции Платон предостерегал от демагогов: политических лидеров, которые строят консенсус, обращаясь к народным желаниям и предрассудкам вместо рационального обсуждения. Тем не менее, единственный инструмент, который демагоги древних Афин могли использовать для обхода рациональных размышлений, - это искусство убеждения. В современной цифровой экосистеме подражатели-демагоги могут использовать аналитику больших данных, чтобы выявлять когнитивные уязвимости в больших наборах пользовательских данных и эффективно использовать их таким образом, чтобы обойти индивидуальный рациональный контроль. Гипноз и внушение в настоящее время наоборот переходят из разряда манипулятивных технологий к инструментах эффективной гипнотерапии и гипнокоррекции массовых психоза и невроза, ибо порой человек сам перестает понимать что он делает и как это делает, что выбирает и почему выбирает, двигаясь по "фишкам" расставленным из вне умелыми манипуляторами.
Использование манипулятивных, психологически управляемых рекламных и маркетинговых технологий для продажи продуктов, образа жизни и идей стало основой современного общества. Например, психографика может использоваться для выявления глубоко укоренившихся страхов среди предварительно профилированных групп пользователей, которые боты из социальных сетей могут впоследствии использовать для манипуляции.
Итак что же такое психографика?
Психографика - это изучение отношений и интересов, ценностей, мнений, взглядов, и образа жизни пользователей для построения профилей целевых рынков и аудиторий. Психографика появилась более 30 лет назад и использовалась рекламным персоналом для определения вероятных целей получения сообщений, чтобы побудить потенциальных клиентов покупать X, Y или Z, основываясь на укоренившейся предвзятой идее если они не сделали, они были никем. Для этих целей используются психографические переменные: - интересы, активность, убеждения, установки, ценности и модели поведения. Полный профиль соответствующих психографических свойств человека или группы называется «психографическим профилем». Психографическая сегментация - это метод разделения целевой аудитории на основе психологии потребителей, по пятифактороной модели личности известной как "Большая пятерка" или OCEAN. Обращаясь к этим базовым характеристикам на индивидуальном или групповом уровне, рекламные объявления, основанные на психографике, могут стать более убедительными и, таким образом, используются для влияния на решения, такие как, что покупать или как голосовать, что позволяет по-разному позиционировать один и тот же продукт для разных типов людей не меняя услугу или продукт. Психографические методы приобрели известность на президентских выборах в США в 2016 году благодаря их использованию в микротаргетинге рекламных объявлений для узких групп, проводимых Cambridge Analytica. ПРОДОЛЖЕНИЕ...