Найти тему

Как локомотив экономики превратился в ее якорь

На днях стало известно, что Минстрой РФ не справился с заявленными на 2019 год показателями по строительству жилья. Сообщение прошло на фоне новостей о том, что во втором по количеству жителей городе России
- Санкт-Петербурге - за этот год обанкротилось около 30% застройщиков, а большинство остальных работают на грани рентабельности. Тут же можно вспомнить откровения о том, что на строительстве космодрома "Восточный" воровали и продолжают воровать. А заодно и о многочисленных свернутых стройках из-за нехватки финансирования, которого изначально хватало, а потом "почему-то" перестало хватать.

Мы стали разбираться в том, где корни происходящего. И пришли к неутешительному выводу - серьезные проблемы есть на всех уровнях. Сейчас мы не будем говорить о том, что, по всей видимости, в Минстрое РФ нет руководителей с профильным строительным образованием. Поговорим о том, что бизнесу нечем дышать. И речь не только о нормативных документах. В первую очередь речь о тотальных неплатежах сверху вниз, приводящих к тому, что те, кто находятся в самом низу строительной "пищевой цепочки" питаются воздухом и обещаниями. А ведь с выпадением любого звена из стройного, годами отлаженного строительного процесса, рушится все. Причем, иногда, рушится в прямом смысле. Особенно, когда речь идет о невозможно работать у самого первого звена строительства - инженеров-изыскателей.

-2

Мы пообщались с руководителями нескольких организаций строительного комплекса. Выяснилось, что аналогичные ситуации случались у абсолютного большинства из них, причем сами они почти всегда вынуждены поступать аналогичным образом по отношению к своим субподрядчикам и часто даже к сотрудникам – не пришли деньги по конкретному объекту от заказчика, значит вниз по нему тоже ничего не пойдет, даже если по другим договорам деньги есть. Пришел аванс 30% – значит именно столько будет распределено по проекту, включая оплату труда. А это значит, что люди, как и организации, в которых они работают, абсолютно не мотивированы работать, тем более, работать, борясь за качество. На минуточку, по данным на 2015 год в строительном комплексе работало почти 2 млн человек... И они без денег.

Причин сложившейся ситуации, вероятно, несколько. По мнению игроков рынка, это:

1. Общеэкономическая стагнация в России, приводящая к тому, что денег становится меньше.

2. Тотальный волюнтаризм крупных и государственных заказчиков в вопросах платежей и их безнаказанность.

3. Кумовство на всех уровнях: от чиновников, до руководителей банков и госкомпаний, являющихся крупнейшими заказчиками строительства.

4. Ошибочные законы, в т.ч. закон, якобы защищающий дольщиков, а на самом деле выбросивший с рынка почти всех мелких, но вполне благонадежных участников.

Ситуацию в отрасли регулирует Правительство РФ, в частности, Минстрой. К ним и адресуем вопрос от всех участников строительного рынка – доколе!?

Полный текст статьи читайте в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". ЧИТАТЬ