Я очень не люблю тексты под названием "Как стать счастливым (богатым, успешным, выйти замуж) за 100 дней (один год, пять лет, десять шагов и т.п.)" #Блогер из Бостона Марк Мэнсон (ух ты, говорящая фамилия!) думает так же. Он писал себе и писал свои заметки в каком-то американском ЖЖ на протяжении многих лет. Потом на него обратила внимание "The New York Times", и в результате родилась книга "Тонкое искусство пофигизма".
Чем хороша книга?
Во-первых,
она написана живым, человеческим, резким и... пофигистическим языком. Мэнсон иногда ругается, иногда хамит, но "плевать, читатель, что ты обо мне думаешь". Плевать так плевать. Но читать интересно.
Во-вторых,
много интересных историй. Для меня они точно были неизвестными. О том, как пьяница, жмот и бабник Чарльз Буковски стал писателем. О том, как лейтенант японской армии Хироо Онода воевал ещё 30 лет после окончания второй мировой войны. О выгнанных без объяснения причин талантливых музыкантах. Дейв Мастейн был удалён из "Металлики", а Пита Беста попросили идти на фиг "Битлы", и заменили его Ринго Старром. Спойлер: первый основал суперпопулярную группу "Megadeth", и всю жизнь считал себя неудачником. Потому что рейтинги группы "Metallica" были выше. Второй, хоть и выступал как профессиональный музыкант (в "Битлах" он был единственным профессиональным музыкантом), делал это в своё удовольствие и остался неизвестен. Но он был счастлив в семейной жизни, в отличие от остальных "Битлов".
В-третьих,
книга не оторвана от реальности. Мэйсон прямым текстом говорит, что жизнь иногда полна дерьма, и делать в эти периоды американскую улыбку - тоже дерьмо. Он говорит о том, что стремление к позитивному опыту есть опыт негативный. А признание негативного опыта позитивно. Парадокс, как и было заявлено в подзаголовке. #Пофигизм, не оторванный от реальности - это не когда плевать на всё. Это когда ты сам выбираешь, на что тебе не плевать. Другими словами, сам выбираешь приемлемые для себя проблемы. Реальный выбор, по Мэйсону, не между проблемой и её отсутствием, а между проблемой дерьмовой и проблемой чуть меньше дерьмовой.
В-четвёртых,
в ней есть смысл. Мэйсон очень чётко определяет понятия. Например, для понимания, чем отличается вина от ответственности, он приводит следующий случай. Вы утром выходите на работу, и видите, что у вашего порога лежит свёрток. Подброшенный младенец. Допустим, орёт. Что вы можете сделать? Перешагнуть и пойти дальше. Занести его в дом. Позвонить в соответствующие службы. Скормить его питбулю или подложить соседу. В том, что это вам подложили, вашей вины нет. Но за любое своё дальнейшее действие вы отвечаете. И тут нет хороших решений, любое решение влечёт за собой те или иные проблемы. Такова дерьмовая жизнь.
Для Мэйсона не стоит вопрос о личностном росте. Он не задумывается о том, как быть счастливым. Пофигизм - это вопрос выбора: для тебя эти проблемы приемлемы или нет. Ты выбираешь то, что приносит тебе проблемы, которые ты готов решать.
И ещё про #ценности.
Последовательно Мэйсон приходит к пониманию ценностей, которые определяют наше поведение, наш #выбор и наши эмоции. Эти ценности он ненаучно разделил на хорошие и плохие. Но очень научно определил критерии хороших ценностей. Их три:
основаны на реальности,
социально конструктивны,
непосредственны и контролируемы.
Примеры плохих ценностей: постоянный позитивный настрой (не основан на реальности), получение удовольствия, гедонизм (нет связи с реальностью, социально деструктивна, в перспективе делает человека несчастным, ибо он проблем не решает), стремление к богатству (богатство и даже заработок не всегда вам подконтрольны), убийство животных в ритуальных целях (что тут плохого, объяснять не буду).
А какие же ценности хорошие?
Тут я умолкаю и иду вкушать куриный суп. Либо сами догадывайтесь, либо читайте книгу. Ну ладно. Признание того, что жизнь бывает дерьмова, но ты всегда должен делать выбор между дерьмом и дерьмищем. И ты его делаешь, даже если ты от него отказываешься. Признание, что ты можешь быть неправ. Тот, кто считал, что солнце оборачивается вокруг земли, считал это железобетонно. Но оказался неправ. Праведный гнев - приятное чувство, очень приятное. Но ведёт к ошибкам. Признание того, что ты смертен. Иначе нет нужды выбирать. Полностью об этом в книге:
Марк Мэнсон. Тонкое искусства пофигизма (парадоксальный способ жить счастливо). Москва, Альпина Паблишер, 2019.