Контр-зум, Dolly zoom, тревелинг и еще пара десятков названий - все они относятся к одному оптическому эффекту, когда объект в центре остается на месте, а задний фон приходит в движение - иногда стремительно, иногда достаточно плавно. Фон может как отодвигаться назад, так и двигаться вперед. Таким образом создается иллюзия раздвигаемого пространства. С помощью такого эффекта можно подчеркнуть целый ряд чувств и переживаний героев в кадре. Достигается такой эффект так: допустим вы приближаетесь к объекту, который снимаете, а зумом камеры одновременно его отдаляете, тем самым компенсируя приближение, оставляя объект в центре кадра на том же месте. Или наоборот удаляетесь от объекта, но зумом приближаете.
Как результат: из-за оптических свойств широкоугольного объектива пространство вокруг объекта приходит в движение. Ниже вы увидите пожалуй самые удачные работы режиссеров с таким приемом.
Отцом, автором эффекта является кинорежиссер Альфред Хичкок. С выходом в 1959 г. фильма "Головокружение" мир впервые увидел его изумительную находку. По сюжету фильма, герой страдает боязнью высоты и поднимаясь вверх по башне смотрит вниз и видит как пространство превращается в пропасть. <0:49 -0:52 >
В фильме "Челюсти" 1975 г. тем же эффектом передается ужас, который испытывает шеф полиции, когда он становится свидетелем нападения акулы на ребенка:
Картина 1990 года, "Славные парни" также содержит этот кинематографический прием. Главный герой внезапно осознает, что его партнеры начинают подозревать в предательстве. Этот момент подчеркивается изменением фона. Он плавно начинает плыть. Происходит это медленно, но вполне заметно. Обратите внимание на границы фона до и после использования эффекта.
В "Полтергейсте" 1982 г. героиня пытается вызволить своих детей из комнаты, бежит к двери, но пространство увеличиваясь, сохраняет иллюзию неизменного расстояния.
Тот же эффект мы можем наблюдать во "Властелине колец", когда от дороги исходит опасность:
и в картине "Инопланетянин":
Создать самому такой эффект вполне по силам. Для этого нужен фотоаппарат или видеокамера с широкоугольным объективом и плавным зумом (функцией приближения-удаления), а также средство стабилизации при движении камеры. Как я говорил выше, к объекту съемки можно:
- приближаться, но при этом синхронно удаляя зумом
- удаляться, одновременно приближая зумом.
В обоих случаях нужно отслеживать, чтобы объект в кадре оставался на одном и том же расстоянии. Немного практики и у вас все получится.
Чрезвычайно важным моментом в съемке выступает система стабилизации. Держа камеру на весу вы не добьетесь плавного ее движения по требуемой траектории. Дрожи в руках и хаотических движений просто не избежать - такое видео сразу перемещается в разряд дилетантских. На данный момент придумано и сконструировано огромное множество устройств, которые позволяют достичь плавности хода камеры.
Долли-тележки. Пожалуй самый бюджетный вариант в нашем случае. Однако он имеет ряд ограничений: не всегда имеется ровная и достаточная по высоте поверхность перед объектом съемки. Цена 2000-3000 руб.
Слайдеры на рельсах. Часть из них управляется вручную, часть имеют моторизованную головку. а некоторые и вовсе работают по таймеру с приложения по телефону. Разумеется чем выше функционал и плавнее ход, тем устройство дороже. Самый простой вариант можно найти на авито 2500-5000 руб (б/у)
Слайдер лучше использовать совместно с штативами:
Стедикамы. Им практически нет равных в свободе передвижения, за исключением разве, что летающих дронов. Линейка стедикамов содержит как простые - механические модели,
Так и технологичные, с программным обеспечением и моторчиками, со свободой движения по трем осям.
Кстати, для телефонов также есть стедикамы:
Останавливаться на каждом типе стабилизаторов не буду, иначе статья совсем распухнет. Если тема стабилизаторов вас заинтересует, напишете в комментариях, я могу посвятить ей отдельный выпуск, опыт использования подобных устройств имеется.
- Если вы с интересом смотрели фильмы о Шерлоке Холмсе, то предлагаю выбрать лучшего Холмса, ссылка на статью
- В этой статье можно проверить свою зрительную память, попытавшись вспомнить фильм по серии кадров. Не забудьте там заглянуть в комментарии - читатели предлагают забавные альтернативные версии названия фильма.
Ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь новостью в социальных сетях, если наша статья вам понравилась!