В этот день 40 лет назад советские войска перешли границу Афганистана. О том, как власти СССР пришли к решению ввести 25 декабря 1979 года «ограниченный контингент» войск в соседнюю страну, ИА FederalCity рассказывает участник афганской войны – писатель и сценарист Борис Подопригора, полковник запаса, эксперт Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и соотечественников.
- Решение о вводе войск зиждилось на логике глобальной конфронтации времен «холодной войны»: или мы опередим Запад, или он нас, - говорит Борис Подопригора. – Это был главный аргумент, но не единственный. В 1970 – 1980 годах «интернациональная солидарность с братским народом» тоже что-то да значила. Тем более, когда кабульские власти пообещали стать «главными союзниками СССР и стран социализма во всей Азии». А единоверцев, готовых пополнить «антиимпериалистический лагерь», Москва бросить не могла. Особенно после горького привкуса переворота в Чили, когда там в 1973 году свергли социалиста Сальвадора Альенде.
Еще была уверенность в непобедимости советской армии, доказанная в Венгрии и Чехословакии. Проводилась и аналогия со Средней Азией, в XIX веке умиротворенной за тридцать лет, а в 1920-х годах – за три года. Не мог не проявиться и субъективный фактор – личная позиция генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Говорят, у него стало плохо с сердцем после доклада о гибели двух наших советников во время гератского мятежа в мае 1979-го, когда связанные с Ираном исламисты подняли восстание в тамошнем гарнизоне.
- Однако, судя по всему, визирование «Записки об «А»», ставшей отмашкой на ввод войск, давалось с трудом, - продолжает Подопригора. – Во всяком случае, за полтора месяца до этого Политбюро еще колебалось. И среди силовиков слышались голоса: «Влипнем же!» Тут возникает сквозной вопрос: почему генералы Великой Отечественной, пережившие порой и лагеря, смогли объяснить Сталину необходимость ухода из Северного Ирана и недопустимость освобождения турецкой Армении? А лауреаты-депутаты времен Брежнева лишь молчали, хотя и рисковали неизмеримо меньшим...
«Военными афганистами» в доверительных беседах между занятиями откровенно говорилось о неминуемости ухода из Афгана. Где же эти ученые мужи были раньше, и с каким чувством провожали своих выпускников, прямо после банкета направлявшихся на ташкентскую пересылку, а оттуда сразу «за речку»?..
За время десятилетней афганской войны похоронки получили 13833 советских семьи. Тела павших солдат доставляли на родину самолетами, чаще для другого не предназначенными. Их прозвали «черными тюльпанами». Так называлось похоронное бюро в Ташкенте, которое изготовляло гробы, поскольку в Афганистане дерева практически нет. Раньше на месте похоронного бюро было кафе под названием «Тюльпан».
Читать статью на сайте ИА FederalCity
Пожалуйста, не забывайте подписываться на канал FederalCity и ставить лайки. Ваши оценки, очень важны для нас, именно Вы помогаете развитию канала.