Ну какой же Новый год без этого фильма?! Ну да, есть еще "Ирония судьбы" - но это уже совсем другая эпоха, другое настроение.
А "Карнавальная ночь" - это детская радость, бьющая через край в ожидании счастья... Только-только проклюнувшийся ветерок оттепели, надежды, мечты... Зарубцевались раны, нанесенные войной, канули в прошлое продуктовые карточки... Победили, восстановили, сами восстали из душевных руин - живём дальше!
"Так много лет прошло с тех пор, так много зим прошло"... И вот уже мы задаём себе вопросы, а стоит ли его праздновать, Новый год, и какие тут поводы для радости... Времена меняются, а мы все почему-то не упускаем случая посмотреть "Карнавальную ночь" накануне Нового года - так хочется окунуться в эту атмосферу беззаботности и молодого оптимизма.
А ведь история создания этого фильма не была такой легкой и искрометной, как он сам!
"Крёстным отцом" "Карнавальной ночи" стал занимавший в то время пост директора Мосфильма Пырьев. Это под его давлением молодой малоизвестный режиссер Эльдар Рязанов взялся снимать комедию по сценарию Ласкина и Полякова. Рязанов, как и Пырьев, мечтал снимать "Cерьёзное кино", но что было делать...
Пырьев мечтал о мюзикле по образцу голливудского, но, трезво оценивая технические и материальные возможности нашего кинематографа, сказал Рязанову: "Лучше, чем в Голливуде, не снимешь - снимай, как ты видишь! Найди героиню, как из Голливуда!"
И начались поиски героини... Среди множества актрис, пробовавшихся на эту роль, была и Ирина Скобцева, но онапоказалась слишком красивой. Татьяна Конюхова отказалась от роли из-за съемок в фильме "Хождение по мукам".
Посмотрев на материал, отснятый с двадцатилетней студенткой ВГИКа Людмилой Гурченко, Рязанов понял, что Гурченко не будет сниматься в кино НИКОГДА - такой она была некрасивой в кадре. К тому же чересчур старалась, переигрывала.
Начали снимать фильм с актрисой Людмилой Касьяновой. Установка была брать в фильм малоизвестных молодых актеров, Касьянова была непрофессиональная актриса - из самодеятельности; понравилась на пробах.
Cпустя некоторое время стало очевидно - актриса с ролью не справляется. Во время судорожных поисков замены Пырьеву в коридорах Мосфильма попалось на глаза "чудное виденье" - летящая по коридорам , шурша широченной модной юбкой и удивляя осиной талией, Люся Гурченко.
Пырьев буквально за руку привёл её пробоваться повторно. К тому времени сменили оператора, выставили выгодно для актрисы свет, и дело пошло.
На роль Огурцова режиссёр боялся брать такую знаменитость, как Игорь Ильинский. Пробовали театрального актера Петра Константинова, начали снимать Анатолия Папанова - не пошлО!
Так что Пырьев настоял на кандидатуре Ильинского. И напрасно боялся молодой режиссёр снимать звезду - Ильинский оказался очень скромным и душевным человеком. В его лице дебютант Рязанов получил поддержку и хорошего советчика .
Во время съемок произошёл казус с ещё одной звездой - Сергеем Филипповым. Он приехал на съемки из Ленинграда. Культовая сцена с лектором, речь которого потом растащили на цитаты, была провалена.
То, что Филиппов был пьян во время съемок, выяснилось только тогда, когда эпизод уже был отснят. Отправили актера домой. Пересняли, когда приехал трезвым, и получилось то, что получилось - нетленка...
Когда была отснята половина фильма, приключился худсовет, который пришёл в ужас от содеянного: сумасшедший перерасход финансов и дорогой цветной плёнки, а что в итоге? Cкучный и безыдейный фильм!
Единственным выходом было дать доснять фильм, эту чудовищную пошлость, и забыть о и нём, и о режиссёре, как о кошмарном сне...
И тут Пырьев сделал "ход конём" - пригласил посмотреть отснятое Михаила Ромма, бывшего в те времена непререкаемым авторитетом в кино.
Ромм посмотрел, поднялся и торжественно поздравил Рязанова с успехом. Больше в работу над фильмом никто не вмешивался.
Фильм вышел в прокат в последние дни 1956 года. Успех был ошеломительным - трёхсот копий не хватало: люди выстраивались в очереди за билетами, не обращая внимания на мороз...
Гурченко стала "кнопочной" девушкой - её фотографии "прикнопливали" на стенах общежитий, коммуналок, учреждений... Шили платья, как у Леночки Крыловой, делали такие же причёски. И пели, пели песни из "Карнавальной ночи"...
Спасибо за этот фильм Рязанову и Пырьеву, спасибо за эту "таблетку" от серости и уныния!