Основатель и руководитель итальянской коммунистической партии Антонио Гра́мши и представить себе не мог, что его фамилию жители одного российского города будут вспоминать ежедневно, хотя и в слегка искаженном виде.
Еду с работы, радуюсь, что повезло сесть в "нулевой" автобус. Город у нас длинный, один из ПАТП находится недалеко от моего дома. Автобус № 6, который обычно возит пассажиров от железнодорожного вокзала в аэропорт, вечером возвращается в парк. Чтобы не идти порожняком, берет тех, кому надо в этом же направлении. Постоянные пассажиры, такие, как я, это прекрасно знают, а тем, кто сомневается, садиться или нет, кондуктор на остановках кричит в открытую дверь: "До грамшей!".
Северная окраина Волгограда интенсивно застраивалась в 70-е годы. Как было принято в то время, улицам давали имена значимых для коммунистической власти людей – революционеров, героев войны, советских ученых. Так на Спартановке появились улицы Кропоткина, Менжинского, академиков Павлова и Богомольца, Гороховцев. Улице, которая расположена на конечной остановке, присвоили имя итальянского философа и теоретика марксизма Гра́мши.
Было ли известно новоселам, в честь кого назвали их улицу, сказать сложно. Думаю, вряд ли они вникали в тонкости ударения и особенно неизменяемости иностранной фамилии. В народе непонятное слово было быстро адаптировано на русский лад. Раз оканчивается на "и", значит, множественное число. И началось: "Жду тебя на грамшах", "Поедем до грамшей". В общем, стали склонять фамилию итальянца-коммуниста, автора многочисленных трудов по истории, философии и культуре, на все лады. Наверное, на родине так часто не вспоминают этого уроженца Сардинии, как это делают жители Волгограда.