Найти тему
Валерий Казаков

Самые крупные аварии на нефтегазовых скважинах.

При ошибках в бурении, нарушении технологии использования скважин, коррозионных разрушениях, геодинамических событиях и прочих авариях могут возникнуть неуправляемые газовые или нефтяные фонтаны, как правило с воспламенением.

Во время иракской агрессии 1991 r. в Кувейте горело около 800 скважин. Результатом явилась региональная экологическая катастрофа.

Одним из самых мощных в истории нефтегазодобычи был открытый фонтан на скважине № 37 месторождения Тенгиз. Факел открытого фонтана горел 13 месяцев с 24 июня 1985 r. 3а это время выгорело 3,4 млн. т. нефти и 1,7 млрд. куб. м.. газа. За время горения факела в атмосферу было выброшено 516 тыс. тонн сероводорода, 900 тыс. т. сажи и 1 млн. т. несгоревших углеводородов. Продуктами горения факела были загрязнены воздух, почва и поверхностные воды в радиусе до 250 км от скважины. На этой площади растения погибли или были угнетены, люди и домашние животные страдали от респираторных заболеваний.

За всю мировую историю добычи газа самой продолжительной аварией стал открытый выброс газа и конденсата на разведочной скважине Кумжа - 9 в дельте реки Печоры. Шесть с половиной лет, с ноября 1980 по май 1987 r. скважина ежесуточно выбрасывала в атмосферу 2 млн. куб.м. газа и сотни тонн конденсата. За эти годы сгорело 4 млрд. куб. м. газа - это был страшный удар по ранимой северной природе.

Особого внимания требует эксплуатация скважин в море и на шельфе, что связано с трудностью мониторинга и последующего ремонта или устранения последствий аварии. В случае заколонных перетоков установить их наличие не представляется возможным. Такие утечки, имеющие ограниченные объёмы могут происходить весь срок существования скважин и нанести огромный ущерб как флоре, так и фауне морских глубин. Окислившаяся тяжёлая нефти будет находиться в придонных слоях, что способно погубить всё живое и изменить пути миграции рыб. Ну, а крупные аварии на морских скважинах ликвидируются очень тяжело и долго.

Наглядный пример авария на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе 20 апреля 2010г. : через повреждения труб скважины на глубине 1500 метров в Мексиканский залив за 152 дня вылилось около 5 миллионов баррелей нефти, нефтяное пятно достигло площади 75 тысяч квадратных километров, что составляет около 5 % площади Мексиканского залива. А также были обнаружены многочисленные подводные шлейфы нефти, так в мае 2010 года были сообщения о существовании шлейфов нефти размерами до 16 километров в длину, до 5 километров в ширину и 90 метров толщиной. По состоянию на август 2010 года размер подводного шлейфа нефти достигал 35 километров в длину на глубине 1100 метров, пробы, взятые из шлейфа, показали концентрацию моноароматических нефтяных углеводородов более 50 микрограмм на литр. В результате разлива нефти было загрязнено 1770 километров побережья, был введён запрет на рыбную ловлю, для промысла были закрыты более трети всей акватории Мексиканского залива. От нефти пострадали все штаты США, имеющие выход к Мексиканскому заливу, сильнее всего пострадали штаты Луизиана, Алабама, Миссисипи и Флорида.

По данным на 25 мая 2010 года на побережье Мексиканского залива было обнаружено 189 мёртвых морских черепах, много птиц и других животных, на тот момент разлив нефти угрожал более 400 видам животных, в том числе китам и дельфинам.

По состоянию на 2 ноября 2010 года было собрано 6814 мёртвых животных, в том числе 6104 птицы, 609 морских черепах, 100 дельфинов и других млекопитающих, и одна рептилия другого вида.

Некоторые учёные считают, что этот разлив нефти повлиял на течение Гольфстрим, замедлив его течение. А это уже пусть не глобальное и только временное, но воздействие на климатическое состояние огромной части планеты.

Как видно, крупные аварии происходят во всех странах и наиболее часто встречаются при бурении, поскольку это весьма непростой процесс.

Вероятно, в море эти аварии наиболее опасны, так как плохо поддаются и ликвидации, и последующей очистке от продуктов выброса.

Во многих случаях действует старая мудрость: «Скупой платит дважды». Сэкономили на мероприятиях безопасности, рискнули сэкономить деньги, не просчитав последствия – ликвидируйте экологические последствия.

Но не всё ликвидируется… Нефть из придонных слоёв Мексиканского залива если и уйдёт, то ведь куда – ни будь придёт. Вред морской фауне и флоре не компенсируется многомиллиардными штрафами «Бритиш Петролеум».

Далее я расскажу какие последствия встречаются при эксплуатации скважин, а также какой вред могут нанести (и наносят) даже ликвидированные скважины!