Бывший министр финансов России Алексей Кудрин заявил для проекта РИА «Новости», что Владимир Путин десять лет назад спас российскую экономику. Давайте разбираться, в чём спасение.
Речь идёт о создании резервных фондов: Стабилизационного, Резервного, Фонда национального благосостояния (ФНБ), создание которых президент поддержал, когда пришёл к власти.
В кризис 2008 — 2009 деньги из этих фондов пошли на выполнение социальных обязательств — выплату пенсий, пособий, зарплат бюджетникам. Об этом же говорил и сам президент на пресс-конференции, когда его спрашивали о намерении тратить деньги из фонда национального благосостояния, куда отправляются сверхдоходы от продажи нефти.
Вообще о деньгах из ФНБ последнее время говорят много и часто. Во-первых, в следующем году наступает время, когда можно этот фонд распечатать и достать из него деньги. Во-вторых, экономическая ситуация в нашей стране и мире в целом нестабильна.
Россия — сырьевая страна. Мы живём за счёт торговли нефтью, а весь мир переходит на возобновляемые источники энергии. То есть, если у нас перестанут покупать энергоносители, экономика будет в шоковом состоянии. К тому же, по оценке экспертов, грядёт очередной экономический кризис. Предвестники уже есть — низкие доходы и закредитованность населения, слабое развитие экономики и прочее, прочее. В этих условиях фонды становятся подушкой безопасности, которая не даёт стране и народу окончательно обнищать.
Как работают фонды, страна наблюдала в последний мировой кризис 2008 года. Когда цены на нефть упали почти в два раза, эти деньги очень помогли.
Что удивительно — летом 2008 года российское правительство, включая Кудрина, уверяло всех в стабильности России, ссылаясь на профицит в 1,8 трлн рублей и резервный фонд в 4,9 трлн рублей. Да, в итоге страна закрыла социальные обязательства перед народом. Однако по макроэкономическим показателям просела сильнее, чем Европа, США и Китай. Последствия этого ощущаются до сих пор: благосостояние людей и ВВП так и не могут подняться на докризисный уровень. А мечты на становление среднего класса, медицины и образования остаются мечтами.
Сейчас ситуация повторяется. Мир на пороге кризиса, экономисты бьют тревогу и предлагают варианты решения проблемы. Премьер-министр России Дмитрий Медведев, а вслед за ним и другие, опять говорят о том, что Россия стабильна и может пережить любой кризис: бюджет профицитный, в фондах есть деньги, низкий госдолг (спасибо Кудрину), инфляция оптимальна для поддержания стабильности.
Отчасти так. Фонды действительно помогут, и без них мы были бы в худшем положении, чем сейчас. Кудрин прав, говоря, что президент так спас экономику. Однако при затяжном кризисе этого будет мало.
Пугает ещё и то, что со следующего года деньги из ФНБ пойдут на финансирование некоторых проектов — кубышка будет раскрыта прямо на пороге кризиса.