О том, что в России повышают утилизационный сбор, который повлечет подорожание автомобилей в грядущем 2020 году, знает уже, пожалуй, каждый. Однако в ЕС решили поступить еще более интересным способом, который по итогу позволит перелить десятки миллионов евро из бюджета автоконцернов в бюджеты европейских стран. И да, это, как и в случае с российским сбором, по итогу, вероятно, тоже скажется на цене машин, то есть, в конечном счете деньги будут выкачаны из кармана граждан. Но обо всем по порядку.
С 1 января 2020 года в ЕС входят новые экологические нормы. Суть их сводится к тому, что все сошедшие с конвейера автомобили должны выбрасывать не более 95 грамм СО2 на километр пути. Казалось бы, что тут такого. Однако для понимания того, на сколько это жесткие меры, стоит отметить, что относительно новый мотор для бюджетных авто 1.3 TCe, разработанный Renault и Daimler AG (Mercedes-Benz), выбрасывает 160 г/км. Хорошо всем знакомый 1.4 TSI от Volkswagen имеет выброс 150 г/км. Новый 2-х литровый мотор Toyota RAV 4 – 155 г/км.
По сути, перечисление моторов и моделей могло бы занять многие страницы текста, сложнее найти двигатель, который бы соответствовал новым нормам. Что уж говорить, если даже движок объемом менее литра - 0.9 TCe выбрасывает в атмосферу 119 грамм и не попадает в нормы.
В ответ на такие меры в компаниях Daimler и VAG уже заявили, что не будут вкладываться в развитие новых двигателей внутреннего сгорания. Вероятно, понимая, что гонку за экологическим стандартом выиграть невозможно. Кроме того, в Daimler и Audi уже заявили о грядущих сокращениях: так, в Audi планируют сократить штат более чем на 9 тысяч сотрудников. Сэкономленные таким шагом компания потратит на разработку электромобилей.
Однако как быть автопроизводителям на европейском рынке? Ведь подавляющее большинство моделей не вписывается в новые нормы. На деле все просто: машины как производили и продавали, так и будут производить и продавать, однако за каждый невписывающийся в норму грамм нужно будет уплатить 95 евро. К слову, подобные штрафы многие автопроизводители выплачивают и сейчас.
Грубо говоря, если показатель выброса превышает ограничение на 50 грамм, то штраф уже составит 4750 евро с одного мотора. Хотя автору попадалась информация, что расчет будет вестись исходя из среднего выброса всех моделей автопроизводителя.
По мнению немецких экспертов, общая сумма штрафов может составить порядка 32 миллиардов евро и это в два раза больше чистой прибыли всей прогнозируемой автомобильной промышленности за 2020 год.
Впрочем, по мнению автора, все же европейский автопром, а в ряде стран он по итогу 2019 года имеет положительную динамику, не пойдет на дно. Уже сейчас в ЕС поговаривают о льготах и государственной поддержке. Вероятно, введение новых стандартов, с одной стороны, позволит пополнить бюджеты ряда стран, с другой – посредством госпрограмм получить большее влияние на автомобильную промышленность.