Праздник - одна из важнейших форм общественной жизни и куль
туры любого народа. Сейчас и мы стоим на подходе Нового Года и Рождества
В древности регулярные и экстраординарные
праздники играли гораздо более важную роль, чем в новое время. Теперь разнообразные светские праздники по большей части пре
вратились в декоративный элемент быта города и деревни, а в
античности любые праздники всегда так или иначе были связаны
с религией. Они консолидировали людей перед лицом почитаемых отеческих богов и составляли структурообразующий фактор
общественной жизни.
Жизнь древних государств состояла из череды будней и праздников. О значении последних не раз писали античные авторы.
Вот как об этом размышлял Страбон (X, 3, 9; С. 467): «Общим для
эллинов и варваров является обычай совершать священные обряды,
соединяя их с праздничным отдыхом... Ведь отдых отвлекает ум
от человеческих занятий и обращает подлинно свободный ум к
божественному».
У эллинов не существовало регулярных свободных
от работы дней, какими стали воскресенья в христианских странах, а функцию отдыха выполняли праздники.
Платон в «Законах» (II, 653 d) подчеркнул именно это их значение: «Боги из сострадания человеческому роду, рожденному для трудов, установили в замен передышки от этих трудов божественные празднества».
Праздники выстраивались в определенный иерархический ряд, и
главные отмечались всей общиной; участие в таких торжествах
являлось важнейшим средством самоопределения гражданина полиса.
Будни заполнялись работой, исполнением общественных обязанностей, домашними заботами; в такие дни все ели умеренно и носили простую одежду, в которой граждане не отличались от многих неполноправных жителей города.
Праздник противостоял повседневности как время радости и перерыва в работе, как возможность отвлечься от жизненных трудностей и семейных неприятностей. Участники праздника получали психологическую разрядку, ощущали полноту жизни, надевали лучшие наряды,
зачастую специально сделанные для этого (Dem. XXI, 16, 22), ели
более обильную и вкусную пищу, пили лучшее вино, допускали
большую свободу нравов.
В науке об античности тема праздников затрагивалась в ос
новном в связи с исследованиями религии эллинов.
Как психологическую разрядку рекомендуем вам роман об Античной Македонии, посвящённый детству Александра ставшего Великим.