Найти тему

Как написать эссе для ЕГЭ по английскому языку

Хорошее эссе по ЕГЭ по английскому написать сложно. Тут и знать надо много, и формальности соблюсти. Однако, если все сделать правильно, то можно заработать 14 баллов.

Общая информация об эссе

Итак, на эссе лучше всего отводить около часа. Если хорошо подготовиться, этого времени хватит на планирование структуры, аргументов, на написание в черновик, на проверку и   переписывание вчистую. На ЕГЭ вам будет предложено выбрать одну из двух тем эссе, саму тему надо будет указать на бланке ответов (не на обратной стороне). Скорее всего, одного бланка вам не хватит, поэтому берите второй.

Критерии оценки эссе или как все сделать правильно

С формальной точки зрения критерии оценки эссе разбиты на коммуникативные, организационные, лексические, грамматические, пунктуационные и орфографические. Говоря проще, в вашем эссе смотреть будут на:

  • То, что эссе написано строго по теме;
  • Количество слов;
  • Эссе написано по плану;
  • Соблюден нейтральный стиль;
  • Соблюдена грамматика, орфография, пунктуация.
  • Лексика насыщенная и правильная.

Пойдем по порядку и рассмотрим каждый критерий.

Эссе написано по теме

Задание 40, из которого вам надо будет выбрать тему для эссе, выглядит вот так:

-2

или вот так:

-3

То есть, дано две темы. Выбрать надо одну. Какую? Не ту, которая нравится, а ту, по которой вам есть что сказать. Впрочем, иногда это совпадает. Для каждого сочинения представлен план, которому надо строго следовать: введение – ваше мнение – противоположное мнение – почему вы несогласны с другим мнением – заключение (о плане еще поговорим). И в каждом абзаце вашего эссе вы не должны менять тему и уходить от темы. Писать нужно только по теме. Да, я понимаю, что порой вы знаете больше о чем-то смежном, где найдется больше аргументов, больше контраргументов, но проверяющего это не тронет, и смотреть он будет именно на соответствие текста теме. Уход от темы – это 0 баллов за эссе.

Как можно уйти от темы. Например, вот тема:

It’s reported that billions of dollars are spent on space exploration projects every year. Some people believe that this money should be used to solve problems on Earth.

Миллионы тратятся на космос, но лучше бы мы тратили эти деньги, чтобы решить земные проблемы. Это хорошая, но сложная тема. Отклониться от нее очень легко. Как? Во введении вы обозначаете суть и точки зрения. Во втором абзаце начинаете говорить о том, что да, земные проблемы важны и приводите аргументы. В третьем абзаце говорите про космос и про то, что он тоже важен. В четвертом, вместо того, чтобы доказать, что космос не стоит выеденного яйца, начинаете писать о том, какие земные проблемы важнее, а какие второстепенны и заканчиваете тем, что загрязнение среды и потепление действительно важно, а оставшиеся деньги можно и на космос потратить. Это уход от темы и уход от плана. Я не шучу. Я видел такие сочинения.

Другой пример ухода от темы. Вот тема:

A person who is fluent in a foreign language can easily teach it

Ваша задача – написать введение, выразить свое мнение (нет, не все могут обучать), привести другую точку зрения про учителей, возразить ей и написать заключение.

Часто так бывает, что ученики забывают про то, что речь вообще-то не столько об иностранном языке, сколько о способности ему обучать. Тут не надо говорить, как важно знать иностранный в современном мире, тут не надо пояснять, что не всем людям второй язык нужен. Это все не по теме. Да, и еще частый уход от темы – вместо общего смысла – любого иностранного языка, вы начинаете писать исключительно об английском языке (как пример – можно и про английский, как главную идею – нет).

Резюмирую. Важно понять тему эссе, то чего от вас хотят, и следовать ей.

План написания

За хорошую организацию текста можно получить 3 балла. Главное соблюсти план, и логично связать его части. Сам план эссе уже дан в задании. Первый абзац вашего эссе:

– make an introduction (state the problem)

Представьте, я закрываю рукой тему вашего эссе, и мне из первого же вашего предложения должно быть понятно, о чем вы пишете. Это и будет хорошим началом вашего абзаца. Во введении нужно перефразировать тему и сказать о противоположных точках зрения. Обозначить их. Обычно на это достаточно двух-трех предложений. Для примера возьмем ту же тему с космоcом, земными проблемами, и куда лучше тратить деньги:

It’s reported that billions of dollars are spent on space exploration projects every year. Some people believe that this money should be used to solve problems on Earth.

Annually there are plenty of millions of dollars are being invested into the cosmos research, which may often lead to the greatest discoveries and technological breakthroughs. However, the significant number of people consider these discoveries are not really worth the expenses as long as humanity has a lot of troubles to be solved here, on our planet.

Теперь важный момент. Что значит использование логических связок в эссе? Это значит, что должны быть фразы, с которых хорошо начинать ваше сочинение и связывать один абзац с другим.

Нельзя начинать эссе с копирования самой темы (замена пары слов на синонимы не поможет). Нельзя укладывать абзацы один за другим, как кирпичи без цемента. Одно должно вытекать из другого. Для введения очень важно начало. Практически любое эссе можно начать фразами:

  • It is considered/believed/well-known.., however/although/whereas/yet there is an opposite opinion that…
  • Many people think/consider.., although others believe/are sure…
  • The world now is hard to imagine without… However, there is the great number of people who are sure that it is not necessary / doubt the necessity / benefit of…
  • There is a popular opinion…, although some of people consider…

– express your personal opinion and give 2–3 reasons for your opinion

Во втором абзаце вам нужно выразить ваше мнение по проблеме в заголовке и подкрепить его двумя-тремя аргументами. Сколько писать, два или три аргумента зависит от того, как у вас обстоят дела с количеством слов. Если вы обычно размахиваете свою портянку с избытком слов, тогда ограничьтесь двумя аргументами. Если слов вам обычно не хватает, то думайте о трех. Впрочем, тут еще вопрос, сможете ли вы придумать три аргумента в поддержку одного из мнений.

Еще важный момент. Проще поддерживать то, с чем вы согласны. Если вы за космос, то придумывайте аргументы в поддержку космоса. Если вам ближе земные проблемы – думайте о них. Два аргумента можно придумать по любому вопросу, а то как на некоторых сайтах советуют выбирать за ваше мнение не то, что вам близко, а то о чем вы сможете больше написать, мне кажется неправильным подходом. Пишите о том, что вы поддерживаете. Писать будет легче.

Очень полезно на черновике набросать схему аргументов в поддержку. Например, если вы поддерживаете космос, то проведите стрелку от “космос” и подпишите почему: 1) нам надо научиться жить на других планетах. Вторая стрелка: 2) космические технологии помогут решить проблемы на Земле. 3) в космических исследованиях видны результаты и понятно, что деньги расходуются не зря.

И последнее. Не высказывайте те аргументы, от которых у проверяющего пойдет голова кругом, или которые могут показаться ему бредовыми (я часто такое слышу). Не надо писать, что на Земле скучно, поэтому лучше бы полететь нам в космос (я искренне поддерживаю любой оригинальный аргумент, но я не проверяющий; проверяющий не поддержит и сочтет, что пишите вы не по теме).

Другая тема и другой набор аргументов. Опять же схематично набросайте ответ:

A person who is fluent in a foreign language can easily teach it

В этой теме две позиции, 1. Любой человек, кто знает иностранный язык, может ему обучать. 2. Не любой человек может быть учителем.

Мне ближе вторая позиция. Аргументы – 1) Работа учителя требует дополнительных знаний – методики преподавания: как учить, чему учить и в каком порядке. Этому нужно учиться. 2) Учитель должен обладать терпением – мало кто сможет выдержать, когда вас не понимают с первого раза. 3) Учитель должен уметь объяснять. Далеко не все люди в состоянии это сделать.

Фразы, с которых можно начать второй абзац:

  • In my opinion;
  • I personally think/believe/ I am confident/I am convinced that;
  • To my mind;
  • There is no doubt for me that;
  • I do not support/ I am against the idea…

Логические связки между аргументами:

  • Firstly/ first and foremost/ first of all (дальше следует первый аргумент);
  • A major benefit is that (тоже фраза для первого аргумента);
  • To begin/start with (еще раз для первого аргумента);
  • Furthermore/ Moreover/ What is more/ Besides, (для связки последующих аргументов с первым);
  • Another (positive/ negative) aspect of …
  • Yet another idea here is…
  • Finally/ Lastly/In the end… (для последнего аргумента).

– express an opposing opinion and give 1–2 reasons for this opposing opinion

В третьем абзаце надо обязательно выразить противоположную точку зрения. Чаще она сразу понятна и дана в заголовке: космос – Земля, любой может учить – не любой может учить; домашняя работа важна – нет. Иногда другая точка зрения не так очевидна:

Reading fiction is becoming less and less important for teenagers

Одна точка зрения тут ясна как день: тинейджеры читают меньше художественной литературы. А другая точка зрения? Я видел ответы по этой теме, что кино стало популярнее, чем чтение (то есть связка: подростки мало читают – много смотрят, что лучше?). Я видел вторую точку зрения, что подростки читают больше. Но и это не вполне правильно. В этой теме две точки зрения – 1) читают меньше 2) читают не меньше (а уже в том абзаце, где вы выражаете свое мнение можно дописать, что они читают даже больше и доказать это).

Итак, для абзаца с противоположным мнением достаточно одного-двух аргументов. Прикиньте количество слов. Получается многовато? Пишите один аргумент. Мало? Два аргумента. Имейте ввиду, что в следующем абзаце вам надо будет опровергнуть каждый из этих аргументов. Так вы можете управлять количеством слов в вашем эссе и не написать меньше/больше.

Вернемся к нашей теме про космос. Какой тут аргумент(ы) против?

  • В первую очередь, нам нужно сначала побеспокоиться о том месте, где мы живем, а только потом уже исследовать космос, потому что нам скоро просто негде будет жить.
  • Космические исследования занимают много времени и слишком часто результат их провальный, то есть деньги уходят впустую.

Фразы для связки с предыдущим абзацем

  • However/Although/Nevertheless, not all people are ready to share my point of view.
  • On the contrary some people assume/ suppose…
  • There is another side to the issue of…
  • There are people who have the opposing opinion.
  • On the other hand…

– explain why you don’t agree with the opposing opinion

В четвертом абзаце нужно “побороть” высказанные одно или два противоположных аргумента. Те, с которыми вы не согласны. Тут важно то, что не надо добавлять аргументов в поддержку вашего мнения из абзаца 2. Надо именно опровергнуть аргументы из абзаца 3.

Напомню аргументы в теме про космос – мы загрязняем, уничтожаем нашу планету быстрее, чем исследуем космос, а значит нет смысла в таких исследованиях. Как эту точку зрения опровергнуть? Например, сказать, что, как мы не стараемся, загрязнение продолжается, а значит современные технологии и идеи не могут справиться с задачей. И это не вопрос денег, это именно вопрос технологий, которые космическая отрасль активно открывает и изобретает. И у нас уже было много примеров, что космические технологии помогали решить земные проблемы (мобильный телефон, интернет и тд).

Второй аргумент против: исследовать космос долго и часто все кончается провалом. Контраргумент – любое новшество – это долгий процесс, и часто успех достигается после сотен неудач (вы же знаете Томаса Эдисона?).

Полезные фразы-связки:

  • It is correct to a certain point, but we should not forget that… / we should consider the fact that… /To that I may say that one should take into account …
  • However there is some good reasoning, yet it is hard to agree with…
  • However, I disagree with these statements.
  • I am afraid I cannot fully agree with these people…
  • It is rather hard to agree with all the statements above due to…

И, наконец, последний, пятый абзац:

– make a conclusion restating your position

Надо написать заключение. Тут вы опять же повторяете свою точку зрения на проблему в теме. Из вашего заключения мне должны быть понятны и сама тема, и ваше мнение, но формулировки должны быть новые. Не надо копировать предложения из самой темы и из первого абзаца.

Фразы:

  • To conclude/ sum up/ summarize
  • All in all…
  • All things considered…
  • Taking all this into account/ consideration…
  • In short/ conclusion …

Количество слов в эссе

Рекомендуемое количество слов – 200-250. Погрешность тут – 10%, то есть если вы напишите меньше 180 слов ваше эссе проверять вообще не будут. Балл будет 0. Если написать сильно больше (больше чем 275 слов), то проверяющий просто не будет смотреть дальше 250 слов вашего эссе и оценивать его будет именно по первым 250 словам, а значит заключительная часть эссе отвалится.

Еще про подсчет:

  • числительные цифрами (1945, 2019…) – это одно слово;
  • числительные словами (сто пятьдесят) – по количеству слов;
  • составные слова вроде well-known, good-looking – как одно слово;
  • сокращения и аббревиатуры (USA, e-mail) – как одно слово.

Про нейтральный стиль

Стиль вашего эссе должен быть нейтральным. Это значит, что нельзя использовать сокращения слов not (don’t, hasn’t, isn’t), have/has – I’ve, she’s, слов would, had, will, us и всех прочих разговорных сокращений. Писать надо полностью. Так же нейтральный стиль не допускает использование ругательств и грубых слов (idiotic, dumb, всех словообразований от fuck, screw, crap и прочих) нельзя использовать просторечия и жаргон (ain’t, wanna и тд.), также нельзя пользоваться разговорной лексикой – фразы вроде it is stupid to think,  I believe it is crazy и прочих ярко окрашенных оценочных суждений.

Плюс к этому не стоит использовать риторические вопросы (Haven’t you been in Paris? Have you ever wondered..?) и предложения, которые начинаются с Let’s. Это все разговорный стиль.

Плагиат не допускается. Если более чем 30 процентов вашей работы совпадает с уже известной – ваш балл будет 0.

Лексика и лексические ошибки

Для высокой оценки за эссе лексика (т.е. используемые слова и выражения) должна быть насыщенной. Многократное использование простых фраз (I think, I know, I am sure, people say, people think) снижает оценку. Повторение одних и тех же слов (people…people…people) снижает оценку. В эссе нужно использовать синонимы и заковыристые фразы. Если в эссе нет фразовых глаголов (to break up, to eat out…) – это пойдет вам в минус, ибо фразовые глаголы должны быть. Как и синонимы: to think = to consider. Как и фразы-связки: in spite of, besides, however, all in all, as a result, therefore и тд.

Лексическими ошибками считаются:

  • Слово употреблено неправильно, и смысл получается не тот (I like to hear music вместо I like to listen to music);
  • Ошибка в сочетании с другим словом (I did coffee вместо I made coffee);
  • Пропуск слов или лишние слова (I listen music вместо I listen to music);
  • Ошибка во фразовых глаголах (I broke my phone up вместо I broke my phone down);
  • Ошибка в написании которая меняет само слово – (think вместо thing).

Грамматика и грамматические ошибки

Грамматика в эссе должна быть правильной, понятной и достаточно сложной. Мало будет обойтись простыми временами и конструкциями (Космос – это важно. Люди исследуют космос. В космосе наше будущее… – это эссе на два с плюсом). В вашем эссе обязательно должны встретиться хотя бы раз предложения со временем Perfect, с модальным глаголом, с if, с пассивом, причастием.

Грамматические ошибки:

  • Неправильная грамматическая форма в предложении: глагола, множественного числа, прилагательного, чего угодно;
  • в порядке слов в предложении (She yesterday not much slept);
  • пропуск слова, который влияет на грамматическую правильность (My car red);
  • в словообразовании (unresponsible вместо irresponsible).

Орфография и пунктуация и ошибки в них

Во-первых, стоит сразу определиться с каким вариантом написания слов вы будете работать – британским или американским (colour или color) и выдерживать все эссе в этом стиле. Во-вторых, пишите аккуратно и не зачеркивайте много и часто. За это могут снизить балл. И помните про запятые и прочие знаки препинания. Это только в неформальных письмах их можно совсем игнорировать. В эссе это не пройдет.

В эссе ошибками будут:

  • Ошибки в написании слов;
  • Если слово или буква неразборчивы.
  • Неправильная расстановка знаков препинания или их отсутствие.

Как писать эссе на экзамене

  • Отведите на эссе не менее часа. Продумайте структуру, набросайте аргументы за и против и ваше опровержение аргументов против.
  • Проверьте, что все ваши аргументы и контраргументы идут четко по теме. Эссе не по теме не проверяется, не забывайте об этом.
  • Напишите эссе на черновик, прикиньте сколько получилось слов, проверьте ошибки. Да, и если на планирование эссе времени ушло слишком много, сразу пишите на чистовик, так как сочинение на черновике не проверяется.
  • Перепишите на чистовик и проверьте ошибки. Не забудьте написать “Задание 40” перед эссе и вариант темы.

План подготовки

Я бы начинал готовиться к эссе сразу же с началом подготовки к ЕГЭ по английскому. Нет, на начальных этапах речь не идет именно о написании эссе, в первую очередь школьнику надо познакомиться со структурой эссе, с планом написания, насмотреться, начитаться уже кем-то написанных эссе, набить руку на придумывание аргументов (пусть даже по-русски), а потом уже переходить к самой письменной части.

Есть мнение, что к эссе надо приступать, уже когда все остальное отработано, у школьника уровень английского уже высокий и отводить на подготовку месяцев 5-6. Это отличное решение, если школьник сообразительный и английский у него за 6 месяцев до ЕГЭ действительно хороший, а воображение работает еще лучше. К сожалению, это не применимо к большинству учеников, которые либо слишком поздно спохватываются, либо совсем не обладают эрудицией для сочинения аргументов эссе. Так часто бывает. Чтобы научить этому, надо начинать как можно раньше.

Сам переход к письменной части я бы строил следующим образом. Сначала надо научиться писать первые предложения каждого из абзацев. То есть первое предложение введения, где должна быть перефразирована тема, первое предложение личного мнения, первое предложение абзаца с другой точкой зрения, начало абзаца-опровержения и первое предложение заключения. Так школьник научиться создавать “скелет” своего эссе и привыкнет к четкому плану. Следующий и главный этап – заполнение этого “скелета” содержанием – написание самого эссе по различным темам. Разбор ошибок и рекомендации – заключительный этап подготовки.

Последнее. Вот так выглядит схема оценивания эссе:

-4

А вот так сами критерии оценки (с сайта ФИПИ):

-5
-6
-7