Здравствуй, дорогой читатель!
Венедский крестовый поход. Прибалтика, 1147 г.
Покорение полабских славян рыцарями, 1160-1164 гг.
Русь против крестоносцев. Часть 1
Крестоносцы в Прибалтике. Битва при Вильянди, 1217 г.
Русь против крестоносцев. Часть 2
Русь против крестоносцев. Часть 3
Русь против крестоносцев. Часть 4
Вблизи прибалтийских границ Пскова и Новгорода не утихала борьба. Крестоносцы не считались с потерями ради покорения Эстонии, а эсты в свою очередь не собирались сдаваться без боя. В 1223 г. рыцарями было подавлено крупномасштабное восстание всех эстонских земель, взят замок Вильянди, где казнены многие русские, помогавшие повстанцам. В это время с востока в Эстонию входило 20-тысячное войско князя Ярослава Всеволодовича.
Получив известия из Вильянди, Ярослав Всеволодович пришел в ярость - сразу же основной целью похода была избрана Рига. К русскому войску, шедшему по Эстонии в качестве освободителя и надежды на независимое от крестоносцев будущее, то и дело примыкали отряды местного ополчения.
Лишь на границе Ливонии русский князь вынужден был остановиться. Союзники, эсты с о. Эзель, которые начали восстание 1222 г., попросили его пересмотреть свой путь. Эзельцы оглядывались на то, что вторжения в земли Ордена меченосцев и рижского епископа всегда влекли за собой ответные набеги, разорительные для эстов, а вот удачный опыт борьбы с датчанами уже имелся.
Куда более предпочтительной целью, нежели Рига, представлялся замок Ревель (Линданисе), подконтрольный Дании, так же претендовавшей на господство в Эстонии. Потеря Ревеля могла привести к полному изгнанию датских рыцарей из Прибалтики.
Было решено разворачивать войско на север. Пользуясь случаем, Ярослав не отказался от возможности отомстить эстам из Сакалы, выдавшим крестоносцам своих русских союзников. Расплата за предательство была жестокой - их селения были сожжены, а земля разорена.
С тех пор сакальцы уже не выступали самостоятельно ни военной, ни политической силой и стали изгоями среди эстонских племен, собравшихся вокруг новгородского князя, но дело уже было сделано - события под Вильянди поставили крест на возможность нанести крестоносцам решающее поражение.
В конце лета 1223 г. рать Ярослава осадила Ревель. Несмотря на многочисленность, его войско не могло одолеть хорошо укрепленный каменный замок. Искусство осады и штурма было развито плохо, армия несла потери, приближалась зима.
Многообразный состав княжеского войска сыграл с ним злую шутку: в походе участвовали переяславцы, суздальцы, а так же воины из других регионов Руси, никогда не уходившие от своей земли так далеко. Очевидно, они не могли продолжать дольше искать себе боевой славы, забросив свое хозяйство, и в один момент потребовали от Ярослава Всеволодовича закончить поход.
Русское войско отступило после месяца бесполезного сидения под стенами, так и не добившись успеха. Единственными выгодами из всей этой акции была богатая добыча, взятая в Эстонии, и сюзеренитет над землей Уганди, подчинявшейся теперь Новгороду.
Наместником в "Новгородской Эстонии" стал князь Вячко, покинувший под нажимом крестоносцев свой родной Кукенойс в 1208 г., и укрывавшийся с тех пор в Полоцке. Теперь он управлял землей Уганди из Юрьева.
Однако "старый специалист", которого посоветовали дружественные Ярославу Всеволодовичу полоцкие Ростиславичи, не оправдал возложенных надежд. Он не отличался ни в административной, ни в судебной деятельности, занимался в основном сбором подати и устанавливал военные порядки.
Зимой 1224 г. меченосцы взяли реванш за все понесенные поражения. Воспользовавшись ослаблением Руси после битвы на Калке, они только за зиму совершили два похода в Эстонию, а в ходе третьего смогли таки взять Юрьев (Дерпт), и тем самым лишили Новгород власти над Уганди. Все население Юрьева, вместе с князем Вячко, не бросившим свои владения, как Кукенойс 15 лет назад, было истреблено.
Русь не нашла в себе сил на новый поход, и в 1225 г. заключила с Ригой мирный договор. Так завершилась битва за Эстонию, для Руси это было поражение в бою, но не в войне, для рыцарей - триумфом, завершением завоевания прибалтийских язычников. Теперь их владения упирались напрямую в границы Новгорода. Начинался новый этап борьбы, которому суждено будет стать легендарным.
Подписывайтесь на канал, если статья была интересной!
Читайте так же:
Нерешительность, стоившая России Дуная
Загадка Дня рождения Сталина
Разгром Бонусной армии, 1932. Как американское правительство обошлось с ветеранами войны