Соловецкий монастырь, как мы уже неоднократно писали, не ограничивается крепостными стенами на крупнейшем острове архипелага. У него есть несколько скитов, подворий и пустыней. В пяти километрах от него, на Большом Заяцком острове, находится Андреевский скит (пустынь). Остров также интересен памятниками эпохи неолита, над разгадкой которых учёные думают до сих пор. 40 минут на пароходике из Бухты Благополучия — и вы на месте.
Одни из самых таинственных соловецких сооружений — это «лабиринты». Это закруглённые сооружения до 40 сантиметров высотой, выложенные по спирали из небольших булыжников. У этих «лабиринтов» один вход и выход: если бы можно было пройти внутри, то вы бы вышли там же, где зашли. Таких сооружения много на Большом Заяцком, а также они «водятся» в Карелии, Мурманской области, Швеции, Финляндии и Норвегии. Между лабиринтами проложены деревянные мостки: очень важно не повредить хрупкой северной природе своими ножищами. Здесь мы нашли куст крошечной голубики, которая, несмотря на свои размеры, была изысканно вкусна.
Иностранцы причастны к Большому Заяцкому и другим боком. Когда Белое море было неспокойным в политическом смысле, на остров высаживались нидерландские, английские, датские моряки. Об их пребывании здесь уже ничего не напоминает. А вот память о другом госте жива до сих пор. В августе 1702 года здесь побывал Пётр Первый и повелел выстроить церковь в честь Андрея Первозванного, своего небесного покровителя. Что и было сделано всего лишь за 20 дней. И хоть до нас она дошла не в первоначальном виде, удивительно, что храм смог пережить все весёлые советские времена, лагерные ужасы и войну.
О Большом Соловецком на Большом Заяцком очень сильно напоминает валунная постройка — «каменная палата». От старого здания осталась нижняя часть, форма окон изменена.
Рядом находится поварня — она меньше размерами и кажется более лёгкой, чем палата. Внутри воссоздана печь, а больше ничего интересного здесь нет. Небольшой хозяйственный комплекс острова также включает в себя погреб, доступ в который закрыт.
Нельзя обойти вниманием гавань — необычную для материка, но вполне логичную для Соловков. С трёх сторон она ограничена валунными дамбами, которые сужаются кверху. С береговой стороны устроено пять углублений разной ширины и глубины для разных типов водного транспорта. Здесь укрывались и мелкие промысловые, и крупные грузовые суда. Сюда мы причалили, отсюда и отправились обратно — продолжать изучать многогранный мир Соловецкого архипелага.