Символом средневекового города принято считать его самую высокую башню, увенчанную острым шпилем и украшенную затейливыми часами. Именно такие башни снимают в кино, их рисуют художники, они вдохновляют фотографов и поэтов. Практически в каждом сюжете фигурируют потемневший от времени циферблат, испещрённый узорами, и огромные стрелки.
Но - парадокс. Таких часов средневековая Европа почти не знала и не очень в них и нуждалась. Вставали жители города с восходом солнца, шли к утренней молитве, подгоняемые звоном колокола в своей кирхе. Помолившись, приступали к работе и трудились вплоть до заката.
“Пунктуальным” считался тот, кто успевал на назначенную встречу прежде, чем 3 раза пробьют в вечерний колокол, да и самих встреч, естественно, никто не назначал на “14:15”... Вплоть до XVII века европейцы вообще не использовали минутных стрелок - не говоря уже о секундных. Ритм жизни был совершенно иным.
Самая высокая башня в Кёнигсберге - башня замковой кирхи выполняла роль солнечных часов: по длинной тени, которую она отбрасывала, вычислялся полдень. А дальше - знай, прибавляй по 12 часов и бей в колокол, оповещая сограждан.
Первые механические часы появились в Европе в XIII веке. В 1288 году они были установлены в Лондоне, в 1335 году - в Милане, в 1404 году монах Лазарь из Сербии руководил установкой часов на башне Московского Кремля... И только в 1551 году мастер Мертен Зайгермах установил 4-хсторонние часы на башне-колокольне Кёнигсбергского замка. В 1640 году часы появились на Кафедральном соборе...
... В 1995 году для Кафедрального собора по оригинальным чертежам были изготовлены новые часы, взамен утраченных в ходе боевых действий Второй мировой войны.