Найти тему

Авто-мотоциклетный туризм

Выполнила студентка ПО 7281 Габарак Анна

•Значительное увеличение производства легковых автомобилей и мотоциклов, расширение и совершенствование сети автомобильных дорог, станций технического обслуживания, туристских баз, кемпингов, пансионатов, тургостиниц способствуют развитию автомобильного и мотоциклетного туризма.

•Автомобиль и мотоцикл обеспечивают свободу и быстроту передвижения туристской группы, расширяют ее возможности для активного знакомства с родным краем, позволяют сделать путешествие более содержательным, насыщенным разнообразными впечатлениями. Пользуются автомобилями и мотоциклами миллионы людей, но далеко не все те из них, кто совершает поездки по дорогам, могут быть причислены к туристской семье.

•Стремление познать свою страну, узнать новое о ее истории, культуре, природных достопримечательностях, архитектурных памятниках, увидеть результаты социалистического строительства, побывать в местах революционной, боевой и трудовой славы, обменяться впечатлениями с товарищами по походу, приобрести новых друзей — все это отличает истинного туриста от автолюбителя или мотоциклиста, просто совершающего поездку на лоно природы, к месту отдыха или по долам. Что тут увидишь, что познаешь, если единственной целью путешествия является перемещение с максимальной скоростью из пункта А в пункт Б. Но не всегда следует винить в этом путешественника, который подчас просто недостаточно информирован о том, что можно увидеть там, за очередным поворотом дороги, за ближайшим перелеском, рекой.

•По характеру организации и проведения туристские путешествия делятся на плановые и самодеятельные. Автомобильные поездки по плановым маршрутам обеспечивают максимум удобств и услуг, полезны начинающим автотуристам, так как прививают навыки правильной организации путешествия на личном автомобиле, развивают интерес к историческим и культурным ценностям, способствуют бережному отношению к природе.

•Самодеятельные авто- и мотопутешествия организуют и проводят в соответствии с Правилами проведения туристских спортивных походов, утвержденными постановлением коллегии Центрального совета по туризму и экскурсиям от 26 мая 1987 г.

-2

•Самодеятельный туризм основан на самостоятельной организации путешествия туристской группой, которая сама выбирает район, разрабатывает маршрут, обеспечивает себя всем необходимым в пути. Участники туристских спортивных походов должны иметь надлежащим образом оформленные маршрутные документы, которые дают право группе на размещение и обслуживание в тургостиницах, кемпингах, турбазах при наличии свободных мест.

•В зависимости от протяженности, продолжительности и сложности туристские спортивные походы подразделяются на походы I, II, III, IV, V и VI категорий. Походы, протяженность или продолжительность которых меньше, чем это установлено для I к. с., относятся к некатегорированным. Категории сложности определяют о соответствии с нормативами Единой всесоюзной спортивной классификации и перечнями категорированных туристских маршрутов. Путешествия по категорированным маршрутам дают право на получение спортивных разрядов и звания «Мастер спорта».

•Есть немало автолюбителей и мотоциклистов, которые не стремятся к получению спортивных разрядов и званий, а предпочитают совершать многодневные путешествия с оздоровительными и познавательными, целями. Эта категория туристов также может рассчитывать на помощь клубов туристов, федераций туризма и советов по туризму и экскурсиям в выборе маршрута, получении информации, оформлении маршрутных документов.

-3

СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНОГО И МОТОЦИКЛЕТНОГО ТУРИЗМА

•Одним из важных этапов предпоходной подготовки является дооборудование транспортных средств и их техническое обслуживание, имеющие целью приспособить мотоциклы и автомобили к длительной поездке. Мотоцикл оборудуется дугами безопасности, дополнительными багажниками для походного оборудования, инвентаря, личных вещей. Следует предусмотреть резервные емкости для масла, в качестве которых можно использовать внутренние полости тех же дуг безопасности. Для дальних путешествий в малонаселенной местности нужно установить баки повышенной вместимости. Для преодоления трудных участков дорог ставят ведущую звездочку приводной цепи с уменьшенным числом зубьев. Дооборудование автомобиля позволит повысить комфорт в пути, увеличит его вместимость. Рекомендуем установить под капотом бак для воды, которая может использоваться и для мытья рук. Там же можно разместить небольшой ящик с инструментами, необходимыми для регулировок и обслуживания двигателя. Удобно под капотом размещать в специально изготовленных держателях запасные лампы, свечи. Ремень вентилятора, провода свечей, запасные провода для ремонта электропроводки лучше всего поместить в пазухи усилительных коробов капота и кузова. Для бутылок с водой и молочных продуктов можно установить хомуты, крепящиеся к стойкам кузова между передней и задней дверьми и к боковым щиткам у ног водителя и пассажира. Нелишне изготовить рамки с мелкой сеткой, вставляемые в оконные проемы для защиты от комаров, мух и других насекомых в тех случаях, когда нужно будет ночевать в машине.

•По возможности следует избегать установки багажников на крыше автомобиля. Во-первых, они увеличивают сопротивление движению автомобиля и приводят к повышенному расходу дорогостоящего бензина. Во-вторых, при длительных поездках, особенно по тяжелым дорогам, они создают повышенные нагрузки на стойки кузова, снижая его долговечность. При необходимости брать с собой много вещей лучше использовать автомобильный прицеп.

•Техническое обслуживание автомобиля (мотоцикла) следует провести с максимальной тщательностью. Нужно заменить все узлы, которые не вызывают доверия, причем все это делать не перед самой поездкой, а за несколько недель до нее, чтобы успеть совершить пробные выезды общей протяженностью 300—500 км и убедиться, что все в порядке.

•Подбирая снаряжение для дальнего путешествия, нужно критически осмыслить предварительный перечень и изъять из него все то, без чего можно обойтись. Далее нужно разделить снаряжение на групповое и индивидуальное. Групповое — палатки, посуду, костровые принадлежности, нагревательные приборы, походную мебель и т. п. — следует распределить между экипажами и не дублировать. Это поможет целесообразно использовать всегда дефицитное пространство багажников и кузова.

-4

•Отправляясь в спортивный поход, нужно не забыть заблаговременно оформить маршрутные документы. Основным документом, дающим право на совершение категорированного похода, является маршрутная книжка, выдаваемая соответствующей туристской маршрутно-квалификационной комиссией федерации туризма, городского или районного туристских клубов, туристских секций коллективов физкультуры, и т. п.

•Для некатегорированного похода группа оформляет маршрутный лист, который подписывает председатель совета-коллектива физкультуры (председатель правления клуба туристов) или ответственное лицо организации, проводящей поход.

•Если выбранный маршрут проходит через приграничные районы, то следует обратиться за разрешением в отделение милиции по месту постоянного жительства с оформленной маршрутной книжкой.

РАЗРАБОТКА МАРШРУТА, ГРАФИКА ДВИЖЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ПУНКТОВ И СРОКОВ ИХ ПРОХОЖДЕНИЯ

•Разработке маршрута должен предшествовать выбор района путешествия. Он определяется, прежде всего, той целью, которую поставила перед собой группа: что она хочет увидеть, что узнать, чем заняться, как провести отпуск. Не имея четкой цели, невозможно провести хороший поход, не будет и слаженной работы группы. В значительной степени выбор района зависит от материальных возможностей группы, от продолжительности отпуска, от опыта. Начинающим авто- и мототуристам рекомендуем совершить поездку по родному краю, где всегда найдутся интересные места. Накопив опыт и «притеревшись» друг к другу в коротких поездках, можно планировать путешествия на большие расстояния, более сложные и продолжительные. Но и тут следует соблюдать главный принцип туризма— последовательный переход от простого к сложному.

•Наиболее удобны для начинающих туристов маршруты по Украине, Белоруссии, по республикам Прибалтики. Здесь широкая сеть благоустроенных дорог, туристских учреждений, предприятий автосервиса, что гарантирует определенную степень комфорта. По мере приобретения опыта можно усложнять маршруты и выбирать горные районы Среднего и Южного Урала, Крыма, Кавказа, Западной Украины, Молдавии. Можно забраться в северные районы европейской части страны. Наиболее опытные, хорошо подготовленные и технически оснащенные группы отправляются в дальние маршруты по обширным пустынным районам Казахстана, по сложным высокогорным дорогам Тянь-Шаня, Памира, Алтая, Саян, Дагестана. Спортивные походы высших категорий сложности проводят, как правило, в районах Северного Урала, Восточной Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Сахалина.

-5

•После определения целей и задач путешествия, выбора маршрута группа должна приступить к его разработке. Сначала составляют предварительную схему с использованием физической, административной карты или атласа автомобильных дорог. Затем приступают к подробной разработке маршрута, обращаясь за советами в туристские МКК. С помощью литературы, отчетов о прошлых путешествиях, консультаций специалистов на карту маршрута наносят достопримечательности, туристские учреждения, предприятия автосервиса, АЗС, заповедники и национальные парки, памятники природы, места отдыха и ночлегов, закрытые для посещения туристами территории и т. д. Все члены группы изучают район путешествия и участвуют в составлении плана, который содержит сведения о намечаемом на каждый день пробеге, о посещении музеев, выставок, осмотре памятников природы, архитектуры, истории. Следует планировать и встречи с туристскими коллективами, ветеранами труда, экскурсии по местам трудовой и боевой славы и т. п.

•План путешествия включает в себя смету расходов, предусматривающую такие статьи, как расходы на бензин и питание, оплата гостиниц, турбаз или кемпингов, прокат снаряжения, техническое обслуживание транспортных средств, художественное оформление колонны, приобретение кинофотоматериалов. Кроме того, нужно запланировать расходы на культурные мероприятия, сувениры, страховку участников и транспортных средств, резерв на непредвиденные обстоятельства. Если на маршруте встречаются водные преграды, то необходимо предусмотреть средства на паромные переправы.

-6

•Несколько советов, связанных с обеспечением безопасности путешествия. Не будем останавливаться на необходимости строгого соблюдения правил дорожного движения, поддержания техники в образцовом состоянии, полного исключения из меню путешественников алкогольных напитков. Все это хорошо известно и должно неукоснительно выполняться.

-7

•Но есть некоторые специфические рекомендации, следуя которым повышается уровень безопасности в дальнем многодневном путешествии. Ни при каких обстоятельствах не следует двигаться в темное время суток. Нецелесообразно планировать длительные дневные пробеги, приводящие к чрезмерной усталости водителей. Рекордные «броски» в 1 000 и более километров, которыми хвастаются нередко молодые водители, на самом деле не достижение, а преступление, поскольку потенциально ведут к движению на грани риска, как правило, с превышением предельных скоростей, с нарушениями правил обгона или в состоянии крайнего утомления. Очень часто аварии с тяжелыми последствиями возникают из-за того, что водитель заснул за рулем. Монотонная езда по хорошей дороге без поворотов, без изменений режима движения создает в центральной нервной системе водителя тормозные процессы, приводящие к незаметному переходу его в сон.

-8

•Для борьбы с сонливостью рекомендуются хорошо проверенные средства: изменение режима движения, увеличение скорости (если это допустимо на данном участке дороги), переход на время на идущую параллельно полевую дорогу; увеличение вентиляции кабины, направление струи встречного воздуха прямо в лицо водителя, включение вентилятора; разговор с пассажиром. Хорошо помогает жевание резинки, мелких сухариков, драже, ягод, семечек. Если все эти средства не помогают, нужно остановиться и поспать 15—30 мин. Обычно этого времени бывает достаточно, чтобы к водителю вернулась бодрость. Само собой разумеется, что если сонливость вызвана утомлением от многочасовой езды, нужно прекратить дальнейшее движение и устроить полноценный отдых. Безопасность путешествия существенно увеличится, если отказаться от остановок на обочинах дорог. Даже кратковременную остановку (кроме вынужденных) лучше делать за пределами дороги, используя любые съезды, боковые ответвления, специальные площадки и т. п.

•Совершая туристское путешествие, туристы близко соприкасаются с природой. Поэтому они должны быть дружественны и бережливы в общении с ней. Нужно помнить, что неразумным, неуважительным отношением к природным богатствам люди наносят непоправимый вред окружающей среде обитания. Брошенная и разбитая стеклянная бутылка может поранить ногу и через десятки лет, полиэтиленовая пленка не разрушается многие годы, даже обычная бумага сгниет только через два года. Кострище зарастает травой не ранее чем через 5 лет. Недопустимо сливать на землю отработанное масло: оно неизбежно попадет в водоем и загрязнит его. Нельзя мыть машины в местах отдыха и купания. Нужно избегать использовать для стоянок и дневок луга и пастбища, не рубить деревья и кустарники для устройства биваков. Нужно не забывать, что в путешествии люди находитесь в гостях у своего верного друга — природы.