Сегодня мы рассмотрим основные направления профилактики происшествий на производстве и пути их решения в условиях реального производства. В условиях развития и становления промышленности, освоения новых технологий и видов деятельности роль управленческого воздействия, технико-технологического сопровождения, нормирования, регулирования и системного контроля проводимых мероприятий, приобретает определяющее значение на всех этапах их осуществления.
Элементы управленческого воздействия особенно ощутимы в производствах или видах работ с преобладающим числом вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, так называемых работ повышенной опасности. С внедрением современных технологий и освоением нового оборудования, приспособлений и инструментов все острее проявляются различные виды рисковых ситуаций и опасностей. Это предопределяет необходимость принятия адекватных организационных и технико-технологических решений.
Сегодня, как никогда ранее, возрастает роль организационных и технико-технологических мер воздействия, направленных на безусловное и четкое выполнение регламентированных государственными органами управления норм охраны труда, обусловленных заданными параметрами организации труда, особенностями его эргономических требований и требований безопасности. В условиях современного производства возникает необходимость адекватных мер профилактики, отвечающих изменившимся условиям и факторам производства.
Сохранение трудового потенциала и здоровья работников выступает приоритетным побудительным мотивом проведения предупредительных и профилактических мероприятий. В этой связи федеральные органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации регулярно анализируют, принимают и ратифицируют международные нормативные правовые акты сферы социально-трудовых отношений; систематически актуализируют принципы сохранения жизни и здоровья работников, обеспечения безопасности и предупреждения несчастных случаев и происшествий на производстве; обновляют действующие законодательные и подзаконные нормативные правовые акты в сфере безопасности и условий труда, обосновывая их организационно-технические, санитарно-эпидемиологические и эргономические параметры.
На этом фоне приоритет отдается конвенциям и рекомендациям Международной организации труда. Президент России Владимир ПУТИН неоднократно подчеркивал, что «Российская Федерация высоко оценивает деятельность МОТ — одной из наиболее авторитетных международных организаций, которая с момента своего создания последовательно претворяет в жизнь идеалы справедливого труда, отстаивает интересы работников, их право на достойные условия работы, безопасность на рабочих местах, адекватную социальную защиту».
Основные направления государственной политики в сфере охраны и безопасности труда определены Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, рядом других федеральных законов и постановлениями Правительства Российской Федерации по данным вопросам.
Среди них основными являются:
— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья в процессе труда;
— государственное управление охраной труда, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
— расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установление компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда, неустранимыми при техническом уровне производства и организации трудовой деятельности.
Являясь основополагающей и надежной гарантией в защите интересов трудовых коллективов, Трудовой кодекс Российской Федерации систематически обновляется, его статьи по вопросам организации и охраны труда корректируются с учетом происходящих изменений в технике и технологии производственных процессов, что способствует активизации заложенных в нем потенциальных возможностей. Они обеспечивают стабильную организацию трудовых процессов, функций и трудовых прав, гарантий и компенсаций различных категорий работников, в том числе основанных на трехсторонних соглашениях в социально-трудовой сфере.
В последние годы с внедрением систем управления охраной труда, безопасностью и гигиеной труда в промышленно развитых странах на уровне предприятий, а также в результате расширения практики использования принципов выявления профессиональных рисков существенно возросла роль комплексной оценки проводимых мероприятий и состояния охраны труда. Особо следует подчеркнуть, что выполнение требований охраны труда достигается согласованной работой всего персонала.
Работодатель призван обеспечивать организацию комплекса мероприятий по безопасности и улучшению условий труда.
Вместе с ним каждый работник несет свою долю ответственности в области охраны труда. Наряду с гарантированными правами на работника возлагаются конкретные обязанности по соблюдению правил, норм и требований охраны труда. Повышение персональной ответственности за сохранение жизни и здоровья участников и организаторов производственных процессов в современных условиях должно быть осуществлено на всех уровнях управления.
Пришло время не только спросить с работодателя, как он организовал работу по охране труда, но и с каждого работника за то, как он относится к сохранению своего здоровья в процессе трудовой деятельности. Одной из первоочередных задач управленческих структур должна все шире становиться профилактика на основе информирования работников и работодателей вопросам передовой практики и приемам организации безопасного труда, в том числе с использованием современных оценочных индикаторов, которые, на наш взгляд, должны быть установлены органами исполнительной власти с учетом особенностей производственных и технологических процессов.
Планирование и осуществление деятельности в сфере безопасности труда должно сопровождаться мониторингом и оценкой их реальных достижений в каждой конкретной организации.
Состояние охраны труда, уровни статистических показателей травматизма и реальное положение дел с условиями труда в ряде организаций и производств побуждают искать оптимальные подходы устранения или снижения опасных /вредных факторов трудового процесса и производственной среды на работников.
Подобная практика позволяет эффективно оценивать состояние охраны труда, как на уровне отрасли, региона, так и отдельного предприятия. В этой связи значению оценочных показателей (индикаторов) безопасности и эффективности мер предупредительного и профилактического характера должно уделяться первостепенное внимание не только отечественными учеными, работающими в сфере охраны и безопасности труда, но и практическими работниками и специалистами службы охраны труда.
Отдельные производственные коллективы систематически расширяют профилактические меры воздействия в сфере безопасности труда на уровне конкретного предприятия, внедрили добровольные механизмы самооценки для управления профессиональными рисками.
Такая самооценка означает, что ответственность за состояние охраны труда разделяется между работодателем и работниками организации. В этот процесс активно вовлечены комитеты по безопасности и гигиене труда...
Продолжить чтение статьи на сайте: http://www.trudcontrol.ru/press/publications/29307/ekspertnoe-mnenie-osnovnie-napravleniya-profilaktiki-proisshestviy-na-proizvodstve