Найти в Дзене
Книга Войны

Был ли готов СССР ко Второй мировой?

Тема подготовленности Советского Союза к войне с Германией, казалось бы, заезжена до невозможности, однако, она по-прежнему не дает людям покоя, и почти в любой беседе о Второй Мировой и Великой Отечественной в частности кто-нибудь да напомнит: "а вообще, совок был не готов воевать! летали на кукурузниках, ездили на ведрах, ъуъ!" 

Мы поставили тебе башню на башню, чтобы ты мог сидеть в башне, сидя в башне.
Мы поставили тебе башню на башню, чтобы ты мог сидеть в башне, сидя в башне.

Несомненно, проблемы были, однако, всё ли было так однозначно? Если насчет отставания авиации разногласий плюс-минус не возникает, то, например, про танковые войска вспоминают нечасто. А предупрежден - значит, вооружен, так что сегодня мы кратко обрисуем, что же там у СССР было с танками, чтобы ты мог блеснуть умом в горячей беседе. 

Покончив с гражданской войной и кое-как встав на ноги за 20-е годы, СССР начал индустриализацию. Нужно было в срочном порядке наверстать отставание - пройти этот путь на расслабоне не представлялось возможным, а постепенно обостряющаяся международная обстановка лишь подгоняла еще сильней. Так или иначе, 30-е годы в СССР прошли весьма плодотворно. 

Ещё больше многобашенности
Ещё больше многобашенности

Советское танкостроение берет начало в 1919 году, когда на заводе «Красное Сормово» наладили производство одноименных легких танков. Танк КС или «Русский Рено» был копией трофейного итальянского танка «Фиат 3000», который, в свою очередь, был копией французского FT-17. Всего этих КС построили 15 штук, и каждому дали собственное пафосное имя: «Борец за свободу тов. Ленин», «Буря», «Илья Муромец» и так далее. Первый танковый полк в СССР был сформирован в 1927 году; его укомплектовали устаревшими тяжелыми танками Mk V, средними Mk B и легкими танками типа «Рено» - в частности, Т-18, первыми танками советской разработки. 

Легкий танк Т-18, больше известный как МС-1 («малый сопровождения») превосходил «Рено» практически по всем параметрам и мог перебрасываться в кузове грузовика. Тогда же сконструировали и необычный маневренный танк Т-24 – его особенностью было расположение вооружения в три яруса; пулемет в корпусе рядом с водителем, пушка и пулемет в башне, пулемет в башне на башне. Да-да, именно так. Выглядело неказисто и впечатляюще одновременно, да и военным понравилось, но наладить производство не удалось: всего на вооружение Красной Армии поступило 959 легких МС-1 и 25 танков Т-24. 

Поручневые антенны устанавливались на командирских танках, но это палевно и словно кричит "shoot me", так что от них отказались.
Поручневые антенны устанавливались на командирских танках, но это палевно и словно кричит "shoot me", так что от них отказались.

Но это было лишь начало. Грянула индустриализация, в 1933 году обострилась ситуация в мире, а СССР получил возможность серийно производить танки самых разных типов. И понеслась. В кратчайшие строки СССР создал мощные танковые войска, имеющие самые разнообразные машины. Пройдемся же по самым известным. 

На смену прямым потомкам «Рено» пришел легкий танк Т-26, предназначавшийся для сопровождения пехоты. Он был создан на основе английского танка «Виккерс 6-тонный», под впечатлением от которого разрабатывались танки и в других странах, например, польский 7TP. В любом случае, старина Т-26 стал самым массовым советским танком предвоенного времени, и модификаций у него было великое множество. Например, в 1931 году на него ставили две башни рядышком. Сначала в башнях стояли пулеметы, потом в одну начали ставить короткоствольную 37-мм пушечку. К 1933 году он уже принял более адекватный вид, получив одну новую башню с 45-мм пушкой и пулеметом ДТ. Компактный танчик разгонялся примерно до 30 км/ч и имел легкое бронирование около 15 мм. Ах, да, еще наклепали 45 танков артиллерийской поддержки Т-26А – это когда на малыша ставили большую башню с короткоствольной 76-мм пушкой. Всего за где-то 10 лет было выпущено свыше 11 000 легких танков Т-26 различных модификаций. Они воевали и на Халхин-Голе, и в Финляндии, и в Великую Отечественную – везде успели, короче. 

Гля, чего могу
Гля, чего могу

Параллельно советы увлеклись идеей колесно-гусеничных танков с подвеской типа Кристи (независимая подвеска с большими катками и винтовой цилиндрической пружиной). Так родились танки серии БТ («быстроходный танк») – пожалуй, одни из самых известных советских танков. Легкие танки БТ-2, БТ-5 и БТ-7 могли ездить без гусениц (передние опорные катки поворачивались, как у машины) и разгонялись до неприличных скоростей (БТ-7 М выдавал 72 и 52 км/ч по асфальту на колесном и гусеничном ходу соответственно). На момент своего появления БТ-7 был самой маневренной машиной в мире. Если вы не видели эпические прыжки БТ на 20 метров – вы многое упустили. БТ также имели модификацию с 76-мм пушкой, аналогично Т-26. Всего было собрано более 8 000 танков семейства БТ. 

Также у советов были и плавающие танки – а точнее, Т-37А, созданный на основе английской амфибии Т14. Т-37А стал первым в мире плавающим танком, поступившим в серийное производство. Малыш Т-37 весил всего 3,2 тонны, вооружался 7,62-мм пулеметом ДТ в маленькой квадратненькой башенке. 

Арт посвящен ежегодным советским маневрам - приглашенные западные военные специалисты были впечатлены масштабом "Глубокой операции" (это как блицкриг, только по-коммунистски) и энтузиазмом принимавших в ней участие.
Арт посвящен ежегодным советским маневрам - приглашенные западные военные специалисты были впечатлены масштабом "Глубокой операции" (это как блицкриг, только по-коммунистски) и энтузиазмом принимавших в ней участие.

Постепенно переходим к чему-то потяжелее. Для сопровождения пехоты и подавления очагов сопротивления был создан трехбашенный средний танк Т-28. Две маленькие башенки с ДТ располагались перед основной башней, по бокам от места механика-водителя, а в основной башне стояла 76-мм пушка и еще два ДТ. В целом, Т-28 являл собой здоровый, не слишком защищенный, но достаточно шустрый (40 км/ч) вагон, выглядевший вполне представительно. 

Ну и, конечно, пятибашенный Т-35. Вы наверняка видели это чудище. Одно 76-мм орудие, две длинноствольные 45-мм пушки, 5 пулеметов ДП – все это в почти 10-метровом 50-тонном корпусе с броней 10-30-мм, скоростью 30 км/ч на шоссе и экипажем из 11 человек внутри. Выглядело это все настолько эпично, что на парадах сама ткань мироздания искажалась и чуть не рвалась от столь мощного излучения коммунизма. Но, конечно, на словах ты Лев Толстой, а на деле – реальная боеспособность Т-35. На этом, пожалуй, разговор про этого крокодила и закончим. 

Т-37А
Т-37А

Как бы то ни было, в 1930-е годы можно было с гордостью сказать «Красная Армия всех сильней!». В 1933 году Гейнц Гудериан, тогда еще полковник, закончив танковую школу в Казани, посетил паравозостроительный завод в Харькове и понял, что индустрия совка не так проста, как кажется: ежедневно там клепали по 22 танка. И это в мирное время – а сколько СССР сможет собирать во время войны? Вернувшись в Германию, Гудериан стал спешно создавать танковые войска. Тогда никто не сомневался в превосходстве РККА. 

К концу 30-х годов в советские конструкторы и промышленники неплохо прокачали свои скиллы и были готовы перейти к новому поколению советских танков. Появились новые 76-мм пушки, мощный дизельный двигатель В-2, новые сорта броневой стали – все это дало жизнь танкам КВ и Т-34. 

А вот это уже Т-38, не путать!
А вот это уже Т-38, не путать!

От опытных двухбашенных тяжелых танков Т-100 и СМК перешли к знаменитым КВ, про которые вы и так наверняка все знаете. Обладая броней в 75 мм по всем сторонам, танки КВ были практически неуязвимы для вражеских пушек. Думаю, вы не раз натыкались на разного рода кулстори про КВ, превозмогающих направо и налево все, что движется. Но советским инженерам этого было мало, и они решили максимально упороться в МОЩЪ коммунизма и запихнуть во вращающуюся танковую башню 152-мм гаубицу М-10. Что получилось, думаю, говорить не нужно: КВ-2. 54-тонный колосс с башней размером с сарай смотрелся едва ли не страшнее Т-35, но, в отличии он пятибашенного крокодила, был куда более смертоносным. При этом пугал он даже своих: частенько экипажи стремались находиться внутри танка при выстреле, а посему вылезали из него и дергали за веревочку, ибо лучше перебдеть, чем недобдеть. При этом проблем с самоподрывом у КВ-2 не было, и он даже не опрокидывался при стрельбе в бок. 

 

Вторым детищем нового поколения советских танков стала легендарная «тридцатьчестверка». Сначала БТ превратился в А-20, тот – в А-32, а он - в А-34, впоследствии переименованный в Т-34. Про Т-34, извиняйте, мне тоже как-то лень долго рассказывать, вы и сами знаете, какой он весь из себя идеальный, хотя, конечно, поначалу и страдал от «детских болезней», как и любая другая техника. Как известно, инновационная особенность Т-34 – корпус и башня с расположенной под наклоном броней. Таким образом, толщина приведенной брони (т.е., расстояния, которое должен был пройти вражеский снаряд при попадании) увеличивалась и при определенных обстоятельствах приближалась к показателям своего тяжелого собрата КВ при реальной толщине бронелистов в 45 мм. Надо сказать, что мало было подобрать нужный угол наклона брони – у конструкторов была настоящая дилемма. До этого корпуса танков были плюс-минус «квадратными», несмотря на частичное использование преимуществ наклонной брони. Дело в том, что, наклоняя все стенки корпуса и башни, ты или увеличивал габариты танка, что делало его легкой мишенью, или уменьшал и без того небольшое внутреннее пространство, где предстояло еще расположить внутренние агрегаты и экипаж. Однако, коллектив под руководством М.И. Кошкина справился с задачей. Получился довольно шустрый для своей массы (26,5 тонн) средний танк, с хорошим вооружением, маневренностью, проходимостью и постепенно растущей надежностью. 

Увы, многобашенность больше не в тренде
Увы, многобашенность больше не в тренде

Однако же, остановимся. Довольно истории танкостроения – перейдем к более сухим цифрам и оценкам. 

Итак, к 22 июня РККА имела около 23 000 танков (из них Т-34 – 1225, КВ – 639, плавающие Т-40 – 222), чуть больше половины которых было сосредоточено в западных военных округах. Но основную массу танков составляли именно танки предыдущего поколения.

 

Немцы же имели 4300 танков и штурмовых орудий. Многие говорят, что немецкие танки на голову превосходили советские, но если мы начнем сравнивать, например, легкие Pz.II разных модификаций, ранние Pz.III, Pz.38(t) и Pz.35(t), то мы вовсе не увидим их однозначного превосходства даже над легкими и средними советскими танками 30-х годов. Так, например, средний танк Pz.IVA (танк артиллерийской поддержки) был близок к БТ-7А, но уступал ему в скорости и запасе хода. Являющемуся основным конкурентом «тридцатьчетверки» танку Pz.IV еще предстояло пережить различные модификации, чтобы соперничать с Т-34 более уверенно. 

Или в тренде?
Или в тренде?

Однако, были иные проблемы. Большинство советских танков перед войной находилось в очень плачевном состоянии. Конечно, очень трудно давать этому оценку, но лично я встречал следующие данные: 29% танков требовало капитального ремонта, и еще 44% - среднего. В начале войны количество танков, потерянных из-за поломок, оставленных и подорванных экипажами, порой превышало боевые потери. Сказывался и недостаток специальных машин вроде тягачей. Также не все экипажи успели освоиться с новыми Т-34 и КВ. Многие офицеры ушли в отпуска. Не хватало средств радиосвязи (у немцев все танки оснащались рациями). Рубежи не были подготовлены достаточно хорошо, многие дивизии на западе находились в учебных лагерях, а их резервы – вовсе в 50-100 километрах от границы. Имели место перебои со снабжением. И так далее… 

Таким образом, численное преимущество в танках было благополучно потеряно. Есть информация, что Сталин хотел провести перевооружение, но не успел довести дело до конца. Кто знает, что было бы, замени Т-34 и КВ своих устаревающих коллег. В любом случае, получилось, что получилось. Сложная штука – история. Но оттого и интересная. 

Немецкая самоходка sIG 33 (так же известная как "Бизон") на базе танка Pz.I проезжает мимо тяжелого танка КВ-2.
Немецкая самоходка sIG 33 (так же известная как "Бизон") на базе танка Pz.I проезжает мимо тяжелого танка КВ-2.

Спасибо за внимание героям, что прочитали сей длиннопост до конца. Не болейте, не грустите, и до новых встреч!