В этом году началась вторая волна русского рока и на свет появились многие легендарные отечественные рок-составы, оставившие заметный след на этой земле.
Осенью 1969 году родилась «Машина Времени». В первоначальный состав ансамбля вошли сам Андрей Макаревич (вокал, гитара), а также - Александр Иванов (гитара), Павел Рубин (бас), Игорь Мазаев (клавиши), Юрий Борзов (барабаны). Так как группа тогда находилась под большим влиянием The Beatles, поэтому все композиции, в том числе и собственного сочинения, исполнялись на английском языке.
Группа «Цветы» была создана Стасом Наминым в октябре 1969 года после того, как прекратила существование его предыдущая команда «Блики». Первым музыкантом, которого Стас пригласил в группу, был Владимир Чугреев – фанатично влюбленный в рок-музыку барабанщик-самоучка, он обладал незаурядной физической силой и играл мощным роковым звуком. На клавишных инструментах в первом составе «Цветов» играл Александр Соловьев, в прошлом – музыкант группы «Красные дьяволята» при Бауманском институте. Он уже тогда имел собственный электроорган, придавший группе солидность и «фирменное» звучание. На бас-гитаре играл бывший басист из «Бликов» А. Малашенков. Вокалисткой группы стала Елена Ковалевская, студентка французского факультета иняза. Она обладала неожиданным для того времени исполнительским драйвом и очень красивым проникновенным голосом; публика принимала ее на «ура». Стас Намин играл на соло-гитаре. Таков был первый состав группы «Цветы». Первыми хитами новой группы стали песни Сергея Попова «Осень» и «Водовоз», который Александр Соловьев захватил с собой из репертуара ансамбля «Красные Дьяволята». В репертуаре были также самые модные хиты из репертуара Jefferson Airplane, Джанис Джоплин и др. Первый концерт «Цветов» состоялся 29 декабря 1969 года.
Осенью распалась две группы, базировавшиеся в МГУ, «Ребята» и «Спектр». Из обломков этих коллективов возникла группа «Мозаика», в состав которой вошли Ярослав Кеслер (бас), Вячеслав Малежик (гитара, вокал), Юрий Чепыжев (клавишные), Александр Жестырев (барабаны). Некоторое время в составе «Мозаики» выступал гитарист Валерий Хабазин. Название для новой группы придумал Вячеслав Малежик. Он же сочинил песню «Мозаика», которая стала визитной карточкой ансамбля.
Гитарист Алексей «Вайт» Белов собрал свою группу "Удачное Приобретение" (первоначально она называлась «Удачные Покупки»). Кроме самого Белова в состав вошли его одноклассники из 193 московской школы, что в Черемушках: Андрей Петров (барабаны, вокал) и Владимир Игнатьев (бас). У Андрея Петрова была собственная настоящая гитара, но играл на ней его младший брат - Сергей Петров, который также стал участником ансамбля. «Удачные покупки» выступали на школьных танцах, исполняя «фирменный» репертуар.
В конце года произошла полная ротация состава и к Алексею Белову присоединились барабанщик Михаил Соколов и бас-гитарист Владимир Матецкий, игравшие до того в группе «Харакири», базировавшейся на Волхонке в Доме культуры и техники.
Гитарист Владимир Рацкевич, басист и вокалист Сергей «Баски» Ляшенко и барабанщик Александр Самойлов образовали группу «Рубинова Атака», которая взяла курс на жесткий ритм-энд-блюз.
Владимир Рекшан, студент филологического факультета Ленинградского университета, организовал ансамбль «Санкт-Петербург». В первый состав новой группы также вошли Алексей Матусов (бас), Михаил Марский (клавишные) и Борис Галкин (ударные).
Группа «Садко» была очень популярна в Ленинграде в конце 60-х. Успеху у публики немало способствовала регулярная «засветка» ансамбля в программах Ленинградского телевидения. Песня «Далеко-далеко» была в те годы настоящим хитом.
В 1969 году лидер ансамбля Дмитрий Кижаев окончил консерваторию и был распределен на работу в оркестр Ленинградского Мюзик-холла. На этом деятельность группы остановилась.
Но бас-гитарист Александр Фохт не собирался поддаваться обстоятельствам и в июне 1969 года набрал новый состав «Садко», с которым устроился на работу в Карельскую филармонию. Осенью группа отправилась на гастроли по Украине, Крыму и Северному Кавказу.
В апреле свой первый концерт дала популярная в семидесятые годы питерская группа «Россияне». В первоначальный состав ансамбля вошли Александр Батист (гитара, вокал), Александр Кроль (бас), Евгений Волгин (клавишные), Сергей Романов (ударные).
В том же году музыканты московской группы «Оловянные Солдатики» сочинили песню «Баллада о водосточной трубе», которая стала по-настоящему народной.
«Баллада о Водосточной трубе» родилась летом во время путешествия группы на Соловецкие острова. Однажды вечером музыканты гуляли по Большому Соловецкому острову, и барабанщик Виктор Гусев предложил писать песни о конкретных вещах. На следующее утро гитарист Сергей Харитонов спел друзьям песню о водосточной трубе.
«Балладу о Водосточной трубе» у нас в 70-е годы пели повсеместно, часто не зная даже авторов и, более того, не помня всех слов, заменяя забытое на похожее по смыслу.
В декабре 1969 года был арестован продюсер Юрий Айзеншпис. Вскоре его осудили на десять лет лишения свободы «за валютные махинации». Для групп, с которыми он работал, для «Сокола» и «Меломанов», это означало фактическое прекращение активной концертной деятельности. Таким образом, дав осенью 1969 года последний концерт в столичном Доме кино, «Сокол» прекратил свое существование.
«Сокол» был успешным проектом, - говорит лидер ансамбля Юрий Ермаков, - и нам пришлось тяжело, когда мы перестали играть. Солнце зашло за тучи…»
Шестидесятые – это время самых, может быть, радикальных перемен, произошедших во второй половине ХХ века. В этом они сравнимы с началом века, с 1910-1920 годам, когда произошла социалистическая революция.
В шестидесятых годах тоже произошла революция, но молодежная, одновременно с которой во всем мире возникло рок-движение, которое привело к серьезным изменениям и в образе жизни, и в образе чувств, в манере мыслить и держать себя. Рок-н-ролл стал крупнейшей социальной инновацией ХХ века, и если в начале столетия каждый российский интеллектуал был носителем социально-демократических взглядов, то во второй половине ХХ века он старался выглядеть приверженцем рок-н-ролла.
Существует мнение, что музыка в СССР безнадежно отставала от Запада. Но если пристальнее взглянуть на историю эстрады в нашей стране, то сразу же выясниться, что данное утвержедение не соответствует истине. Изучая историю отечественной рок-музыки и сопоставляя ее с тем, что происходило в это время за рубежом, мы осознаем, что все процессы шли одновременно и параллельно и что не было никакого пресловутого «отставания от Запада», о котором долго спорила отечественная самиздатовская печать. Более того, авторы утверждают, что во многом именно первый полет человека в космос, совершенный советским человеком, спровоцировал глобальные изменения в музыке всего мира.
Другое дело, что в силу специфических условий нашей жизни не все процессы доходили до своего логического завершения. Но начиналось все вовремя и точно так, как во всем мире. В этом утверждении и состоит пафос нашей книги.
Но главное заключается в том, что рок-н-ролл у нас в стране оказался неразрывно связан с возрождением исконной русской идеи и государственности. Шестидесятые годы в СССР начались попыткой реанимировать коммунистические идеи, а закончились возвращением к классической российской державности. Это возвращение на практике означало более радикальные перемены в повседневной российской жизни, чем попытки Хрущева вернуть ленинские принципы построения социализма, потому что в итоге в стране произошла радикальная деидеологизация. Причем эти совершенно невероятные по масштабам социально-культурные изменения, произошли не по воле и решению партии и правительства, а самодеятельным образом, по инициативе снизу. И надо отметить, что все эти перемены происходили под музыку, которую мы сами себе придумали, – под русский рок, саунд вокально-инструментальных ансамблей и бардовскую песню.
(Из книги В.Марочкина, Н.Сычевой и А.Игнатьева «Песни нашего поколения. Шестидесятые»)