Найти тему
Artfragment

Возмутительно пошлая и из мусорного бака

Пока одни спорят о том, какое дерево лучше ставить — живое или искусственное, художники предлагают свои варианты. Причем порой совершенно не похожие на привычных «пушистых красавиц». Какие — в нашем обзоре.

— Скандалистка, бунтарка и ключевая фигура объединения «Молодые британские художники» Трейси Эмин несколько раз придумывала свои варианты рождественского дерева.

Правда, в 2002 году ее вариант был далек даже от самых неклассических образцов. Эмин обошлась безо всякого дерева. Вместо него в ротонде музея Tate Britain она установила щит, на котором написала призыв посетителям делать пожертвования в фонд борьбы со СПИДом.

Трейси Эмин, рождественское дерево в Tate Britain, 2002.
Трейси Эмин, рождественское дерево в Tate Britain, 2002.

Спустя 15 лет рождественское дерево художницы уже было традиционным. На площади Carlos Place в Лондоне Эмин украсила ель светящимися надписями, из которых складывалось стихотворение, посвященное ее матери.

What I give to you is all I have

An open wanting

Deep in the layers of my heart

And in return I catch your smile

The greatest gift of all.

Изображение –

— Еще один представитель движения «Молодые британские художники» Майкл Лэнди прославился проектом «Break Down».

Для него в 2001 году он арендовал бывшее здание магазина на Оксфорд-стрит, где за ночь уничтожил все свои вещи — от произведений искусства до одежды, банковских карт и автомобиля. В том же году Лэнди установил в Tate Britain елку, торчащую из мусорного контейнера. Излюбленные объекты критики художника — общество потребления и современная культура, пронизанная идеей коммерческого успеха. Это он отразил и своей елкой. Помимо нее в мусорном контейнере были пустые бутылки, смятая оберточная бумага и прочий праздничный мусор. Так Лэнди показал абсурдность человеческих трат в погоне за украшательством и модой.

Майкл Лэнди, рождественское дерево в Tate Britain, 2002.
Майкл Лэнди, рождественское дерево в Tate Britain, 2002.

— В 2014 году американский художник Пол Маккарти установил на Вандомской площади в Париже свой вариант новогоднего дерева.

Надувная скульптура из латекса должна была изображать елку. Правда, у части прохожих она вызвала иные ассоциации. «Дерево» сравнивали с анальной пробкой. Вскоре после установки скульптуры вандалы нанесли по ней несколько ударов. «Дерево» сдулось, а Маккарти отказался восстанавливать его.

Пол Маккарти, «Дерево», 2014.
Пол Маккарти, «Дерево», 2014.

— Лондонская художница иранского происхождения Ширазе Хушиари в 1993 году установила рождественскую ель вверх ногами.

Вернее, вверх корнями. И вернее, подвесила. Дерево было «голым» — без каких-либо украшений. Единственным декором стали корни, покрытые сусальным золотом. «Надо обнаруживать скрытое», — тогда отметила Хушиари. Поэтому сосредоточилась на природных свойствах дерева и том, что обычно скрыто от глаз.

Ширазе Хушиари, рождественская ель в Tate Britain, 1993.
Ширазе Хушиари, рождественская ель в Tate Britain, 1993.

— Одно из самых известных произведений английского художника Марка Уоллингера — Ecce Homo.

Скульптура Христа в натуральную величину была установлена на «Четвертом постаменте» на Трафальгарской площади в 1999 году. А в 2003-м Уоллингер поставил в Tate Britain вместо ели осину. Из этого дерева был сделан крест, на котором распяли Христа.

Марк Уоллингер, рождественская ель в Tate Britain, 2003.
Марк Уоллингер, рождественская ель в Tate Britain, 2003.

— В 2012 году шведская художница Клара Лиден провела в одной из галерей Нью-Йорка выставку.

Для нее на улицах Манхэттена она собрала выброшенные после Рождества ели. Получилось своего рода кладбище деревьев. В центре инсталляции Лиден установила черный кожаный диван. Так художница обозначила дышащее одиночеством пространство в период, когда праздник уже отгремел.

Выставка Клары Лиден в Нью-Йорке, 2012.
Выставка Клары Лиден в Нью-Йорке, 2012.

Ставьте лайк! И подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Как понимать современное искусство и как перестать его бояться» — в магазине Cubed в арт-пространстве Cube.Moscow (здание отеля The Ritz-Carlton, минус второй этаж), Читай-городе, магазине «Москва» или Лабиринте.